Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРЫЛО́В АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 146

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КРЫЛО́В Алек­сей Ни­ко­лае­вич [3(15).8.1863, с. Ви­ся­га Сим­бир­ской губ., ны­не Чу­ва­шия – 26.10.1945, Ле­нин­град], рос. ко­раб­ле­строи­тель, ма­те­ма­тик и ме­ха­ник, акад. Пе­терб. АН (1916), Ге­рой Соц. Тру­да (1943). Ро­дил­ся в се­мье арт. офи­це­ра. По окон­ча­нии в 1884 Мор. уч-ща в С.-Пе­тер­бур­ге за­чис­лен в ком­пас­ную часть Гл. гид­ро­гра­фич. управ­ле­ния, где под рук. И. П. Ко­лон­га им бы­ли вы­пол­не­ны пер­вые на­уч. ра­бо­ты по де­виа­ции ком­па­сов. В даль­ней­шем К. по­свя­тил свою дея­тель­ность гл. обр. раз­ра­бот­ке во­про­сов тео­рии ко­раб­ле­строе­ния. В 1890 окон­чил Мор. ака­де­мию и ос­тав­лен в ней пре­по­да­ва­те­лем; ру­ко­во­дил за­ня­тия­ми по ма­те­ма­ти­ке и чи­тал (с 1892) лек­ции по тео­рии ко­раб­ля. Пре­по­да­ва­тель­скую ра­бо­ту К. вёл в те­че­ние поч­ти 50 лет в Мор. ака­де­мии, С.-Пе­терб. по­ли­тех­нич. ин-те и др. ву­зах. С 1900 ру­ко­во­дил «Опы­то­вым бас­сей­ном», пред­на­зна­чен­ным для ис­пы­та­ний мо­де­лей су­дов, в 1908–10 гл. ин­спек­тор ко­раб­ле­строе­ния и пред­се­да­тель Мор. тех­нич. к-та. Ак­тив­но уча­ст­во­вал в про­ек­ти­ро­ва­нии и по­строй­ке пер­вых рос. лин­ко­ров ти­па «Се­ва­сто­поль», ввёл в кон­ст­рук­цию ко­раб­лей ряд тех­нич. нов­шеств, на­шед­ших за­тем при­ме­не­ние в прак­ти­ке во­ен. ко­раб­ле­строе­ния (ис­поль­зо­ва­ние на лин­ко­рах лёг­ких во­до­труб­ных кот­лов, при­ме­не­ние ста­лей по­вы­шен­но­го со­про­тив­ле­ния и др.). В 1910–17 К. кон­суль­ти­ро­вал по во­про­сам су­до­строе­ния на Ме­тал­ли­че­ском, Пу­ти­лов­ском и др. за­во­дах; с 1916 ди­рек­тор Гл. фи­зич. об­сер­ва­то­рии и нач. Гл. во­ен­но-ме­тео­ро­ло­гич. управ­ле­ния, с 1917 ди­рек­тор фи­зич. ла­бо­ра­то­рии (по­зд­нее ин-та) Ака­де­мии на­ук. В 1919 К. на­зна­чен нач. Мор. ака­де­мии, уча­ст­во­вал в её пре­об­ра­зо­ва­нии и вы­ра­бот­ке ус­та­ва. В 1921–27, на­хо­дясь за гра­ни­цей в со­ста­ве ко­мис­сии для во­зоб­нов­ле­ния на­уч. кон­так­тов, К. на­блю­дал за по­строй­кой су­дов, за­ка­зан­ных для сов. фло­та. По воз­вра­ще­нии в 1927 про­дол­жал пре­по­да­вать в Мор. ака­де­мии и за­ве­до­вать Фи­зи­ко-ма­те­ма­тич. ин-том АН СССР, ак­тив­но уча­ст­во­вал в ре­ше­нии разл. тех­нич. во­про­сов во­ен. и гражд. су­до­строе­ния в СССР.

Тру­ды К. по тео­рии ко­раб­ле­строе­ния ох­ва­ты­ва­ют разл. об­лас­ти тео­рии ко­раб­ля. В 1893 раз­ра­бо­тал ра­цио­наль­ные при­ё­мы и схе­мы для вы­чис­ле­ния осн. ха­рак­те­ри­стик суд­на – ос­той­чи­во­сти и пла­ву­че­сти, став­шие клас­си­че­ски­ми. В 1893–98 соз­дал об­щую тео­рию ки­ле­вой кач­ки ко­раб­ля, дал ме­то­ды оп­ре­де­ле­ния по­ве­де­ния суд­на в об­щем слу­чае дви­же­ния под уг­лом к на­прав­ле­нию бе­га волн. Важ­ное прак­тич. зна­че­ние име­ли ра­бо­ты К. по не­по­то­п­ляе­мо­сти суд­на, в ко­то­рых он на­уч­но обос­но­вал и раз­вил идеи С. О. Ма­ка­ро­ва. Со­став­лен­ные К. таб­ли­цы не­по­то­п­ляе­мо­сти (1902) по­лу­чи­ли ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в ми­ре. К. – ав­тор вы­даю­щих­ся ра­бот по стро­ит. ме­ха­ни­ке ко­раб­ля. Он по­ло­жил на­ча­ло раз­ра­бот­ке ди­на­мич. про­блем в ко­раб­ле­строе­нии. К. при­над­ле­жит пер­вый в ми­ро­вой нау­ке курс «Виб­ра­ция су­дов» (1908), где он из­ло­жил стро­гую ма­те­ма­тич. тео­рию ко­ле­ба­ния разл. уп­ру­гих сис­тем и ме­то­ди­ку при­ме­не­ния этой тео­рии к ре­ше­нию прак­тич. за­дач, в т. ч. к рас­чё­ту виб­ра­ции кор­пу­са ко­раб­ля. В тру­де «О рас­чё­те ба­лок, ле­жа­щих на уп­ру­гом ос­но­ва­нии» (1930) К. обос­но­вал и раз­вил ори­ги­наль­ный ме­тод рас­чё­та ба­лок, в т. ч. пе­ре­мен­но­го се­че­ния, имею­щий боль­шое зна­че­ние не толь­ко для рас­чё­та су­до­вых кор­пу­сов, но и для раз­ви­тия стро­ит. ме­ха­ни­ки в це­лом.

Ряд тру­дов К. вы­пол­не­ны по тео­рии маг­нит­ных и ги­ро­ско­пич. ком­па­сов. По­свя­тив этой те­ме свои пер­вые на­уч. тру­ды, К. вновь об­ра­тил­ся к ней в 1938–40, опуб­ли­ко­вав ком­плекс ра­бот, в ко­то­рых дал пол­ное из­ло­же­ние тео­рии де­виа­ции маг­нит­но­го ком­па­са, ис­сле­до­вал во­про­сы тео­рии ги­ро­ско­пич. ком­па­сов, раз­ра­бо­тал тео­рию влия­ния кач­ки ко­раб­ля на по­ка­за­ния ком­па­са. К. так­же про­ве­де­ны круп­ные ис­сле­до­ва­ния в об­лас­ти ар­тил­ле­рии (ко­ле­ба­ния арт. ство­лов во вре­мя вы­стре­ла) и внеш­ней бал­ли­сти­ки (вра­щат. дви­же­ние арт. сна­ря­да во вре­мя по­лё­та).

Боль­шую цен­ность име­ют ра­бо­ты К. по ма­те­ма­ти­ке и ме­ха­ни­ке. В 1906 он впер­вые про­чёл курс «О при­бли­жён­ных вы­чис­ле­ни­ях», в ко­то­ром свёл в еди­ную сис­те­му во­про­сы наи­бо­лее ра­цио­наль­ной ор­га­ни­за­ции чис­лен­ных рас­чё­тов. В 1912 в ра­бо­те «О не­ко­то­рых диф­фе­рен­ци­аль­ных урав­не­ни­ях ма­те­ма­ти­че­ской фи­зи­ки» ис­сле­до­вал во­про­сы, ка­саю­щие­ся вы­ну­ж­ден­ных ко­ле­ба­ний уп­ру­гих сис­тем, и обос­но­вал спо­соб улуч­ше­ния схо­ди­мо­сти три­го­но­мет­рич. ря­дов. В 1931 К. пред­ло­жил ме­тод ре­ше­ния т. н. ве­ко­во­го урав­не­ния. Не­пре­хо­дя­щую цен­ность име­ют тру­ды К., по­свя­щён­ные раз­ра­бот­ке на­сле­дия клас­си­ков нау­ки – И. Нью­то­на, Л. Эй­ле­ра, К. Га­ус­са и др. Им соз­да­ны яр­кие очер­ки о жиз­ни и дея­тель­но­сти П. Л. Че­бы­ше­ва, Ж. Ла­гран­жа, Нью­то­на и др.

Гос. пр. СССР (1941). На­гра­ж­дён 3 ор­де­на­ми Ле­ни­на.

Соч.: Собр. тру­дов. М.; Л., 1936–1956. Т. 1–12; Избр. тру­ды. Л., 1958 (библ.).

Лит.: Тру­ды ин­сти­ту­та ис­то­рии ес­те­ст­во­зна­ния и тех­ни­ки АН СССР. М., 1956. Т. 15; Лу­чи­ни­нов С. Т. А. Н. Кры­лов. Вы­даю­щий­ся ко­раб­ле­строи­тель, ма­те­ма­тик и пе­да­гог. М., 1959; Ха­но­вич И. Г. Ака­де­мик А. Н. Кры­лов. Л., 1967.

Вернуться к началу