Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕСПРИЗО́РНОСТЬ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 417-418

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. В. Романов

БЕСПРИЗО́РНОСТЬ дет­ская, ста­тус не­совер­шен­но­лет­не­го, ха­рак­те­ри­зую­щий­ся от­сут­ст­ви­ем у ре­бён­ка од­но­вре­мен­но ро­ди­те­лей (или лиц, их за­ме­няю­щих) и мес­та по­сто­ян­но­го про­жи­ва­ния. Б. свя­за­на с ут­ра­той свя­зей с семь­ёй, род­ны­ми людь­ми, об­ще­ст­вом в це­лом и име­ет тя­жё­лые пси­хо­ло­гич. по­след­ст­вия для ста­нов­ле­ния лич­но­сти ре­бён­ка, его са­мо­оцен­ки и бла­го­по­лу­чия. Б. обу­слов­ле­на со­ци­аль­ны­ми, эко­но­мич., пси­хо­ло­гич. при­чи­на­ми – кри­зи­сом в ус­ло­ви­ях ур­ба­ни­за­ции тра­диц. се­мьи и бра­ка, от­вет­ст­вен­но­го ро­ди­тель­ст­ва, бед­но­стью и др. В ус­ло­ви­ях со­ци­аль­ных и эко­но­мич. кри­зи­сов, войн, ка­та­ст­роф от­ме­ча­ет­ся рост Б. К её не­га­тив­ным по­след­ст­ви­ям от­но­сят­ся уг­ро­за во­вле­че­ния не­со­вер­шен­но­лет­них в кри­ми­наль­ную дея­тель­ность, про­сти­ту­цию, при­об­ре­те­ния ими ал­ко­голь­ной и нар­ко­тич. за­ви­си­мо­сти. В 1970–80-х гг., в ус­ло­ви­ях, ко­гда в си­лу по­ли­тич. при­чин при­зна­ние на­ли­чия бес­при­зор­ных де­тей в СССР счи­та­лось не­до­пус­ти­мым, пре­им. ис­поль­зо­ва­лось по­ня­тие «без­над­зор­ность». Без­над­зор­ны­ми счи­та­лись де­ти, ко­то­рым био­ло­гич. ро­ди­те­ли из се­мей, при­знан­ных асо­ци­аль­ны­ми, не спо­соб­ны обес­пе­чить долж­но­го ухо­да, вос­пи­та­ния и кон­тро­ля. В 1990-х гг. от­сут­ст­вие свя­зи с био­ло­гич. ро­ди­те­ля­ми и обу­слов­лен­ные этим ли­ше­ния обо­зна­ча­ли по­ня­ти­ем «со­ци­аль­ное си­рот­ст­во».

В ин­ду­ст­ри­аль­но раз­ви­тых стра­нах в 1950–60-х гг. про­бле­ма бес­при­зор­ных де­тей счи­та­лась ре­шён­ной. Б. при­зна­ва­лась ха­рак­тер­ной для раз­ви­ваю­щих­ся стран Азии, Аф­ри­ки и Лат. Аме­ри­ки как ре­зуль­тат эко­но­мич. от­ста­ло­сти, бед­но­сти, мас­штаб­ной ми­гра­ции, бес­кон­т­роль­но­го рос­та го­ро­дов и по­след­ст­вий нео­ко­ло­ниа­лиз­ма. Од­на­ко в кон. 20 – нач. 21 вв. от­ме­чен рост Б. и в раз­ви­тых стра­нах. Напр., в Бель­гии на­счи­ты­ва­ет­ся до 4 тыс. бес­при­зор­ных и без­над­зор­ных де­тей, во Фран­ции – 10 тыс., в Ав­ст­ра­лии – 50 тыс., в США – 1,3–1,5 млн., в Бра­зи­лии – 12 млн.

В Рос­сии про­бле­ма Б. поя­ви­лась в 18 в. При мо­на­сты­рях соз­да­ва­лись пер­вые дет­ские при­юты. В 1-й пол. 19 в. в Мо­ск­ве и С.-Пе­тер­бур­ге уч­ре­ж­де­ны ча­ст­ные при­юты. К кон. 19 – нач. 20 вв. бы­ла соз­да­на сис­те­ма со­ци­аль­но­го по­пе­че­ния над бес­при­зор­ны­ми деть­ми. Эти уч­ре­ж­де­ния фи­нан­си­ро­ва­лись пре­им. ча­ст­ны­ми ли­ца­ми при уча­стии го­су­дар­ст­ва и церк­ви, бла­го­тво­рит. ор­га­ни­за­ций. Ко­ли­че­ст­во де­тей, раз­ме­щён­ных в при­ютах, в нач. 20 в. дос­ти­га­ло 30 тыс.

Эко­но­мич. раз­ру­ха, го­лод, бед­ность, си­рот­ст­во, по­те­ря ро­ди­те­лей, эпи­де­мии, ми­гра­ция на­се­ле­ния, вы­зван­ные Гражд. вой­ной 1917–22, обу­сло­ви­ли рост Б. В 1921 в вос­пи­тат. уч­ре­ж­де­ни­ях для де­тей, ос­тав­ших­ся без по­пе­че­ния ро­ди­те­лей, на­хо­ди­лось до 541 тыс. вос­пи­тан­ни­ков. К 1922 ко­ли­че­ст­во бес­при­зор­ных на ули­цах до­с­тиг­ло 7 млн. чел. Про­бле­ма­ми Б. за­ни­ма­лись Гос. со­вет за­щи­ты де­тей (1921), Дет­ская ко­мис­сия ВЦИК. В 1926 бы­ли при­ня­ты По­ло­же­ние о ме­ро­прия­ти­ях по борь­бе с дет­ской бес­при­зор­но­стью в РСФСР и По­ста­нов­ле­ние ЦИК и СНК СССР «О ме­ро­прия­ти­ях по борь­бе с дет­ской бес­при­зор­но­стью». Осу­ще­ст­в­ляе­мая го­су­дар­ст­вом сис­те­ма мер при­ве­ла к со­кра­ще­нию мас­шта­бов Б. в СССР; к 1930 эта про­бле­ма бы­ла в це­лом ре­ше­на. В этот пе­ри­од осн. ак­цент де­лал­ся на раз­ви­тие вос­пи­тат. уч­ре­ж­де­ний ин­тер­нат­ско­го ти­па – дет­ских ко­ло­ний, дет­ских до­мов, ком­мун тру­до­вых, школ-ком­мун, а так­же на пе­да­го­гич. ме­то­ды, фор­ми­ро­ва­ние кол­лек­ти­виз­ма, по­ли­тич. вос­пи­та­ние в ду­хе сов. идео­ло­гии и под­го­тов­ку к тру­до­вой жиз­ни.

По­сле Вел. Отеч. вой­ны от­ме­ча­лась вто­рая вол­на Б., ко­то­рая бы­ла дос­та­точ­но бы­ст­ро по­га­ше­на к нач. 1950-х гг. Сис­те­ма вос­пи­тат. уч­ре­ж­де­ний для си­рот и де­тей, ос­тав­ших­ся без по­пе­че­ния ро­ди­те­лей, бы­ла ук­ре­п­ле­на и рас­ши­ре­на.

С нач. 1990-х гг. в Рос­сии на­блю­да­ет­ся тре­тья вол­на Б. К 2004 ко­ли­че­ст­во де­тей улиц, по не­ко­то­рым оцен­кам, ко­леб­алось от 700 тыс. до 2 млн. Ме­ня­ют­ся фор­мы про­фи­лак­ти­ки Б. и ор­га­ни­за­ции со­ци­аль­ной и пе­да­го­гич. ра­бо­ты, кро­ме тра­диц. дет­ских до­мов воз­ни­ка­ют дет­ские до­ма се­мей­но­го ти­па, уси­ли­ва­ет­ся зна­че­ние па­тро­на­та и фос­тер­ных се­мей, опе­ки. Соз­да­ют­ся го­су­дар­ст­вен­ные и не­го­су­дар­ст­вен­ные при­юты врем. со­дер­жа­ния бес­при­зор­ных де­тей, фи­нан­си­руе­мые го­су­дар­ст­вом, отеч. и за­ру­беж­ны­ми фон­да­ми, бла­го­тво­рит. ор­га­ни­за­ция­ми. По ини­циа­ти­ве ме­ж­ду­нар. бла­го­тво­рит. ор­га­ни­за­ции SOS-Kinderdorf с 1996 в Рос­сии соз­да­ют­ся дет­ские де­рев­ни. Раз­ви­ва­ют­ся та­кие ви­ды борь­бы и про­фи­лак­ти­ки пра­во­на­ру­ше­ний не­со­вер­шен­но­лет­них, как юве­наль­ная юс­ти­ция, при­ми­ри­тель­ное пра­во­су­дие, про­ба­ция.

При­ори­тет­ны­ми на­прав­ле­ния­ми в этой об­лас­ти ста­но­вят­ся де­ин­сти­ту­циа­ли­за­ция (со­кра­ще­ние ро­ли тра­диц. дет­ских до­мов), дек­ри­ми­на­ли­за­ция (ак­цент на пре­ду­пре­дит. ме­ры, по­ли­ти­ка, на­прав­лен­ная на ог­ра­ни­че­ние та­ких при­ну­дит. мер, как по­ме­ще­ние не­со­вер­шен­но­лет­них в за­кры­тые вос­пи­тат. уч­ре­ж­де­ния, тюрь­мы, ко­ло­нии), уси­ле­ние кон­тро­ля над ох­ра­ной прав ре­бён­ка, разл. ви­ды со­ци­аль­ной ра­бо­ты на ули­це, в мес­тах ско­п­ле­ния и про­жи­ва­ния бес­при­зор­ных де­тей.

Во 2-й пол. 20 в. на­ча­ла фор­ми­ро­вать­ся ме­ж­ду­нар. сис­те­ма за­щи­ты дет­ст­ва: в 1946 ос­но­ван Дет­ский фонд ООН – ЮНИСЕФ, в 1989 – Ко­ми­тет ООН по пра­вам ре­бён­ка. При­ня­ты осн. до­ку­мен­ты, за­щи­щаю­щие пра­ва де­тей: Дек­ла­ра­ция прав ре­бён­ка (1959), Ми­ним. стан­дарт­ные пра­ви­ла ООН, ка­саю­щие­ся от­прав­ле­ния пра­во­су­дия в от­но­ше­нии не­со­вер­шен­но­лет­них, – Пе­кин­ские пра­ви­ла (1985), Кон­вен­ция о пра­вах ре­бён­ка (1989), Все­мир­ная дек­ла­ра­ция об обес­пе­че­нии вы­жи­ва­ния, за­щи­ты и раз­ви­тия де­тей (1990). В 1997 бы­ла соз­да­на Ев­роп. сеть ом­буд­сме­нов (упол­но­мо­чен­ных) по пра­вам ре­бён­ка (ENOC), в ко­то­рую вхо­дят и пред­ста­ви­те­ли Рос. Фе­де­ра­ции.

В со­от­вет­ст­вии с кон­сти­туц. по­ло­же­ния­ми об ох­ра­не дет­ст­ва в РФ при­нят ряд за­ко­нов и раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся ме­ры, на­прав­лен­ные на смяг­че­ние про­бле­мы Б.: фе­де­раль­ные за­ко­ны «О до­пол­ни­тель­ных га­ран­ти­ях по со­ци­аль­ной за­щи­те де­тей-си­рот и де­тей, ос­тав­ших­ся без по­пе­че­ния ро­ди­те­лей» (1996), «Об ос­но­вах сис­те­мы про­фи­лак­ти­ки без­над­зор­но­сти и пра­во­на­ру­ше­ний не­со­вер­шен­но­лет­них» (1999), Се­мей­ный ко­декс РФ (1995). В рам­ках пре­зи­дент­ской про­грам­мы «Де­ти Рос­сии» при­ня­та Фе­де­раль­ная це­ле­вая про­грам­ма «Про­фи­лак­ти­ка без­над­зор­но­сти и пра­во­на­ру­ше­ний не­со­вер­шен­но­лет­них» (2000) и др.

Лит.: Слуц­кий Е. Г. Бес­при­зор­ность в Рос­сии: вновь гроз­ная ре­аль­ность // Со­цио­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния. 1998. № 3; Те­би­ев Б. К., Кор­ки­щен­ко О. А. Го­су­дар­ст­во, об­ще­ст­во и «труд­ные де­ти» в до­со­вет­ской Рос­сии: го­су­дар­ст­вен­но-пра­во­вая мысль, со­ци­аль­ная по­ли­ти­ка и об­ще­ст­вен­но-бла­го­тво­ри­тель­ная дея­тель­ность по пре­ду­пре­ж­де­нию пре­ступ­но­сти и без­над­зор­но­сти не­со­вер­шен­но­лет­них в Рос­сии XVIII  нач. ХХ в. М., 2002; Арефь­ев А. Л., Бер­дык­лы­че­ва Н. М. Бес­при­зор­ни­ки в пост­со­вет­ской Рос­сии // Мо­ни­то­ринг об­ще­ст­вен­но­го мне­ния. 2003. № 5/6; Гла­дыш С. Де­ти боль­шой бе­ды. М., 2004.

Вернуться к началу