БЕСПРИЗО́РНОСТЬ
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЕСПРИЗО́РНОСТЬ детская, статус несовершеннолетнего, характеризующийся отсутствием у ребёнка одновременно родителей (или лиц, их заменяющих) и места постоянного проживания. Б. связана с утратой связей с семьёй, родными людьми, обществом в целом и имеет тяжёлые психологич. последствия для становления личности ребёнка, его самооценки и благополучия. Б. обусловлена социальными, экономич., психологич. причинами – кризисом в условиях урбанизации традиц. семьи и брака, ответственного родительства, бедностью и др. В условиях социальных и экономич. кризисов, войн, катастроф отмечается рост Б. К её негативным последствиям относятся угроза вовлечения несовершеннолетних в криминальную деятельность, проституцию, приобретения ими алкогольной и наркотич. зависимости. В 1970–80-х гг., в условиях, когда в силу политич. причин признание наличия беспризорных детей в СССР считалось недопустимым, преим. использовалось понятие «безнадзорность». Безнадзорными считались дети, которым биологич. родители из семей, признанных асоциальными, не способны обеспечить должного ухода, воспитания и контроля. В 1990-х гг. отсутствие связи с биологич. родителями и обусловленные этим лишения обозначали понятием «социальное сиротство».
В индустриально развитых странах в 1950–60-х гг. проблема беспризорных детей считалась решённой. Б. признавалась характерной для развивающихся стран Азии, Африки и Лат. Америки как результат экономич. отсталости, бедности, масштабной миграции, бесконтрольного роста городов и последствий неоколониализма. Однако в кон. 20 – нач. 21 вв. отмечен рост Б. и в развитых странах. Напр., в Бельгии насчитывается до 4 тыс. беспризорных и безнадзорных детей, во Франции – 10 тыс., в Австралии – 50 тыс., в США – 1,3–1,5 млн., в Бразилии – 12 млн.
В России проблема Б. появилась в 18 в. При монастырях создавались первые детские приюты. В 1-й пол. 19 в. в Москве и С.-Петербурге учреждены частные приюты. К кон. 19 – нач. 20 вв. была создана система социального попечения над беспризорными детьми. Эти учреждения финансировались преим. частными лицами при участии государства и церкви, благотворит. организаций. Количество детей, размещённых в приютах, в нач. 20 в. достигало 30 тыс.
Экономич. разруха, голод, бедность, сиротство, потеря родителей, эпидемии, миграция населения, вызванные Гражд. войной 1917–22, обусловили рост Б. В 1921 в воспитат. учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, находилось до 541 тыс. воспитанников. К 1922 количество беспризорных на улицах достигло 7 млн. чел. Проблемами Б. занимались Гос. совет защиты детей (1921), Детская комиссия ВЦИК. В 1926 были приняты Положение о мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью в РСФСР и Постановление ЦИК и СНК СССР «О мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью». Осуществляемая государством система мер привела к сокращению масштабов Б. в СССР; к 1930 эта проблема была в целом решена. В этот период осн. акцент делался на развитие воспитат. учреждений интернатского типа – детских колоний, детских домов, коммун трудовых, школ-коммун, а также на педагогич. методы, формирование коллективизма, политич. воспитание в духе сов. идеологии и подготовку к трудовой жизни.
После Вел. Отеч. войны отмечалась вторая волна Б., которая была достаточно быстро погашена к нач. 1950-х гг. Система воспитат. учреждений для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, была укреплена и расширена.
С нач. 1990-х гг. в России наблюдается третья волна Б. К 2004 количество детей улиц, по некоторым оценкам, колебалось от 700 тыс. до 2 млн. Меняются формы профилактики Б. и организации социальной и педагогич. работы, кроме традиц. детских домов возникают детские дома семейного типа, усиливается значение патроната и фостерных семей, опеки. Создаются государственные и негосударственные приюты врем. содержания беспризорных детей, финансируемые государством, отеч. и зарубежными фондами, благотворит. организациями. По инициативе междунар. благотворит. организации SOS-Kinderdorf с 1996 в России создаются детские деревни. Развиваются такие виды борьбы и профилактики правонарушений несовершеннолетних, как ювенальная юстиция, примирительное правосудие, пробация.
Приоритетными направлениями в этой области становятся деинституциализация (сокращение роли традиц. детских домов), декриминализация (акцент на предупредит. меры, политика, направленная на ограничение таких принудит. мер, как помещение несовершеннолетних в закрытые воспитат. учреждения, тюрьмы, колонии), усиление контроля над охраной прав ребёнка, разл. виды социальной работы на улице, в местах скопления и проживания беспризорных детей.
Во 2-й пол. 20 в. начала формироваться междунар. система защиты детства: в 1946 основан Детский фонд ООН – ЮНИСЕФ, в 1989 – Комитет ООН по правам ребёнка. Приняты осн. документы, защищающие права детей: Декларация прав ребёнка (1959), Миним. стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, – Пекинские правила (1985), Конвенция о правах ребёнка (1989), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990). В 1997 была создана Европ. сеть омбудсменов (уполномоченных) по правам ребёнка (ENOC), в которую входят и представители Рос. Федерации.
В соответствии с конституц. положениями об охране детства в РФ принят ряд законов и разрабатываются меры, направленные на смягчение проблемы Б.: федеральные законы «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996), «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999), Семейный кодекс РФ (1995). В рамках президентской программы «Дети России» принята Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (2000) и др.