ДЕ́ТСКИЕ ДОМА́
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЕ́ТСКИЕ ДОМА́, в России учреждения интернатного типа для детей-сирот и детей, лишённых попечения родителей. Создавались со 2-й пол. 1918 вместо воспитательных домов и детских приютов. Осн. задачи Д. д. – психолого-педагогич. реабилитация детей, их социализация, подготовка воспитанников к самостоят. жизни. В отличие от др. интернатных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, в Д. д. не осуществляется обучение детей; учащиеся посещают школу по месту жительства.
Одним из первых Д. д. был открывшийся в 1918 Коллектор (Москва), преобразованный в 1919 в Детский городок им. III Интернационала; включал в себя несколько Д. д. разл. типов и школу. В 1917 – 1-й пол. 1918 Д. д. находились в ведении Наркомата социального обеспечения, затем Наркомпроса. К нач. 1930-х гг. в СССР существовали следующие типы Д. д.: дошкольные (для детей 3–7 лет), работавшие по принципу детского сада «полного дня»; школьные (для детей 8–15 лет); смешанные (для детей 3–15 лет); пионердома – в них принимались только пионеры 12 лет из др. Д. д.; детские городки для детей 3–15 лет и старше. Функционировали также кооперативные Д. д. для детей работающих родителей, которые создавались на средства проф. и обществ. организаций; большого распространения не получили. После 1945 в стране действовали 4065 Д. д. Кроме учреждений традиц. типов создавались спец. Д. д. для детей, чьи родители погибли во время Вел. Отеч. войны. С1946 Д. д. находились в ведении Мин-ва просвещения РСФСР, с 1992 – Минобразования России.
В 1960–80-е гг. в системе Д. д. сложилась тяжёлая ситуация, связанная с их недостаточной материально-технич. обеспеченностью и формализмом в организации жизнедеятельности детей. Работа Д. д., как правило, была рутинной и малосодержательной, за исключением отд. детдомов (Боринского Д. д. Липецкой обл., Яснополянского Д. д. Тульской обл., ряда Д. д. Московской обл.). Этот же период характеризуется возрастанием численности детей, оставшихся без попечения родителей, и изменением состава осиротевших детей, что было вызвано неблагоприятными социальными тенденциями в развитии общества. Среди детей, содержавшихся в Д. д., лишь 4–7% составляли дети-сироты. Св. 70% детей имели родителей, лишённых родительских прав. Наметилась также тенденция к увеличению численности детей, оставленных матерями после рождения.
Деятельность Д. д. начала перестраиваться после принятия в 1987 постановления ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и создания Сов. детского фонда им. В. И. Ленина (1987; с 1992 – Рос. детский фонд). В 1990-х гг. функционировали дошкольные, школьные, смешанные Д. д., детские городки (первые – в Свердловской обл.), семейные детские городки (первые – в Омске и Ульяновске); семейные Д. д., дома детства (г. Новокузнецк Кемеровской обл.), детские деревни – SOS (Мурманская, Московская, Орловская, Ленинградская области), начали возрождаться приходские Д. д., создаваемые религ. организациями (христианский сиротский дом в С.-Петербурге, детская христианская община в Читинской обл. и др.).
Система Д. д. (нач. 21 в.) включает: дошкольные, смешанные, санаторного типа (для детей 3–18 лет, нуждающихся в длительном лечении), детские дома-школы (создаются с 1998), специальные (коррекционные) Д. д. для детей с нарушениями в психофизич. развитии. В 2006 в РФ функционировали 2160 Д. д. (200 тыс. воспитанников). Д. д. находятся в ведении Мин-ва образования и науки Рос. Федерации (их два – Ивановская школа-интернат для детей-сирот им. Е. Д. Стасовой и Рос. санаторно-реабилитационный центр для детей-сирот в г. Евпатория, Крым) и органов управления образования субъектов Рос. Федерации (напр., московскими Д. д. ведает Моск. деп-т образования). Д. д. (интернаты) для детей с умственными или физич. нарушениями находятся в ведении Мин-ва здравоохранения и социального развития России.
За рубежом первые попытки организации гос. заботы о покинутых детях принадлежат рим. законоведу Юлию Павлу, советнику имп. Септимия Севера (кон. 2 – нач. 3 вв.). Первые Д. д. для подкидышей (брефотрофии) были созданы в Кесарии еп. Василием Великим (нач. 4 в.). В Европе первый Д. д. был открыт в 787 при Миланском соборе в Италии. В нач. 14 в. в Европе насчитывалось ок. 30 Д. д.; большинство находились в ведении братства ордена Св. Духа.
Во Франции первый гос. Д. д. был открыт в 1640 в Париже священником Венсаном де Полем; в Великобритании – в 1739 в Лондоне на средства купца Т. Корама; наибольшую известность получил открытый д-ром Т. Д. Бернардо комплекс Д. д. Степни-Хаус (1867, район Лондона). В Германии известны Д. д. «для нравственно заброшенных детей» «Ам-Урбан» (основан в 1824 в Целендорфе) и комплекс детских учреждений – от ясель до общежития для подростков – «Руммельсбург» (1884, предместье Берлина). В Сканд. странах Д. д. были небольшими; дети жили в них непродолжит. время до передачи на воспитание в семьи. Своеобразным Д. д. в Вост. Европе был «Бакуле-устав» (2-я четв. 19 в., Прага), принимавший как здоровых детей, так и детей с физич. недостатками. Первый Д. д. в США открыт в 1729 (г. Новый Орлеан, штат Луизиана), крупнейшим детским учреждением был приют «Нью-йоркское детское убежище» (1865, Нью-Йорк).
В Великобритании, США, ФРГ помещение ребёнка в Д. д. рассматривается как крайняя мера. Д. д. в этих странах с начала их организации работают по системе «замещающей семейной заботы».