Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОКОШИ́ЛОВ ИВА́Н АФАНА́СЬЕВИЧ

Авторы: И. А. Устинова

 

КОКОШИ́ЛОВ ИВА́Н АФАНА́СЬЕВИЧ (Иван Афанасьев сын) (ум. 1664), русский государственный деятель, деятель Русской Церкви, дьяк (не позднее 1626/1627). Сын патриаршего сына боярского А. М. Кокошилова. Тесть Л. Т. Голосова и П. А. Головина (из рода Головиных), сват И. А. Прончищева.

По-видимому, начал службу в царском приказном аппарате: в выписке Разрядного приказа за 1664 г. фигурирует среди перевёрстанных в 1626/1627 г. дьяков с высоким земельным (свыше 400 га) и денежным (110 руб.) окладами. Затем состоял на патриаршей службе. В сентябре 1628 г. упомянут как патриарший сын боярский, получивший благословение иконой Божией Матери «Владимирская» от патриарха Московского и всея Руси Филарета (Романова). Десятильник (сборщик церковной дани) в десятинах с центрами в Кайгородке (ныне с. Кай Верхнекамского р-на Кировской обл.) и Вятке (конец 1630-х гг. – 1640), а также в Костроме (1643–1645). Отвечал за патриарший «учужный завод» (строительство специальных перегородок в реке для ловли рыбы) в Астрахани (1641–1643). Фактический руководитель (тиун) Поповской (Тиунской) избы в Москве, занимавшейся сбором пошлин с духовенства и поддержанием благочиния в городе (1645–1646). Пользовался доверием и благосклонностью патриархов Московских и всея Руси Иосифа (звал царя Алексея Михайловича попрощаться с умиравшим предстоятелем, присутствовал при его кончине, 1652) и Никона. 1-й дьяк Патриаршего казённого приказа (1646–1654) и Патриаршего разрядного приказа (1654 – не ранее октября 1663). Приобрёл дурную славу среди духовенства: в челобитной 1657 г. (не подана царю, спрятана в Благовещенском соборе Московского Кремля) обвинялся в том, что при оформлении ставленых и отпускных грамот вымогал у священнослужителей взятки в денежной (например, при пошлине 1 руб. брал себе 5–6 руб.) и натуральной (мёд, живая рыба, ягоды и др.) формах, проявлял к ним жестокое отношение («ныне и в сенях не велят стоять, зимою мучатся на крыльце»). В 1661 г. стал известен случай применения Кокошиловым в 1647 г. физического насилия над священником Антонием (Ивановым; в иночестве Артемий), в итоге отказавшимся от владения церковной пустошью Харитоново в Московском у. в пользу дьяка. В «Житии» Аввакума (Петрова) по списку Г. М. Прянишникова рассказывается о том, как Кокошилов советовал Никону учинить протопопу «конец».

Вкладчик Соловецкого монастыря (конец 1640-х – 1650-е гг.). Владел вотчинными землями в Суздальском, Владимирском и Московском уездах, а также поместьем – половиной с. Подберезье Владимирского у. (ныне Суздальского р-на Владимирской обл.; пожаловано отцу Кокошилова в 1598 патриархом Московским и всея Руси Иовом). Брал на оброк церковные земли (не позднее 1641) и получил по закладной от касимовского царевича Василия Араслановича за 1,6 тыс. руб. торговое с. Гусский погост (ныне с. Погост Касимовского р-на Рязанской обл.). Владел 2 дворами в Москве на улице Покровка (в середине современной улицы Маросейки). Один из них приобрёл в 1655 г. как выморочное имущество трагически погибшего «московского торгового иноземца» Р. Болдвинова, в 1658 г. надстроил 2-й этаж дома, устроил ле́дник. В 1659 г. обвинён в незаконной (без поиска наследников) покупке, однако по итогам разбирательства сохранил за собой все возведённые им на этом дворе постройки, включая 2-й этаж дома.

Был трижды женат.

Ист.:
Холмогоров В. [И.], Холмогоров Г. [И.] Исторические материалы о церквах и селах XVII–XVIII ст. – Москва : тип. Л. Ф. Снегирева, 1889. – Вып. 7. – С. 11–15.
Малышев В. Н. Заметка о рукописных списках Жития протопопа Аввакума // Труды Отдела древнерусской литературы. – Москва ; Ленинград : Издательство АН СССР, 1951. – Т. 8. – С. 388.

Лит.:
Веселовский С. Б. Дьяки и подьячие XVXVII вв. – Москва : Наука, 1975.
Бусева-Давыдова И. Л. Тяжба о «Болдвиновом дворе»: история из жизни московских иноземцев XVII столетия // Иноземцы в России в XV–XVII веках : сборник материалов конференций 20022004 гг. – Москва : «Древлехранилище», 2006. – С. 134–140.

Вернуться к началу