Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДАНЬ

Авторы: С. М. Каштанов

ДАНЬ (лат. tributum), на­ту­раль­ный или де­неж­ный сбор с по­бе­ж­дён­ных в поль­зу по­бе­ди­те­ля (см. так­же Дан­ни­че­ст­во); од­на из форм на­ло­га с под­дан­ных. В про­цес­се фор­ми­ро­ва­ния феодальных от­но­ше­ний Д. раз­ви­ва­лась в двух на­прав­ле­ни­ях: с од­ной сто­ро­ны, пре­вра­ща­лась в государственный на­лог (по­душ­ный или по­зе­мель­ный), с дру­гой – в ре­зуль­та­те по­жа­ло­ва­ния ко­ро­ля­ми пра­ва сбо­ра до­хо­дов дру­жин­ни­кам и ду­хо­вен­ст­ву она транс­фор­ми­ро­ва­лась в феодальную рен­ту. Д. сыг­ра­ла зна­чительную роль в ста­нов­ле­нии фео­да­лиз­ма в стра­нах Сев. Ев­ро­пы (бок­ленд, да­не­гельд – в Анг­лии, вейц­ла – в Скан­ди­навских стра­нах и т. д.).

На Ру­си Д. из­вест­на с сер. 9 в. как пла­тёж в поль­зу ва­ря­гов и Ха­зар­ско­го ка­га­на­та, а с 880-х гг. – в поль­зу ки­ев­ско­го кня­зя. Д. об­ла­га­лись отд. пле­ме­на и груп­пы пле­мён. Взи­ма­лась на­ту­рой (ме­ха­ми, мё­дом и др.) или день­га­ми – пер­во­на­чаль­но с «ды­ма» (хо­зяй­ст­ва од­ной се­мьи), за­тем – с «плу­га» или «со­хи» (ок­лад­ной еди­ни­цы в 2 или 3 ра­бо­чие си­лы). По ме­ре ук­ре­п­ле­ния вла­сти кня­зя Д. ста­но­ви­лась обя­за­тель­ной и ис­поль­зо­ва­лась для со­дер­жа­ния дру­жи­ны. Со­би­ра­лась во вре­мя по­лю­дья (осен­не-зим­не­го объ­ез­да кня­зем тер­ри­то­рии сво­его кня­же­ст­ва). До 12 в. сбо­ром Д. за­ни­ма­лась кня­же­ская дру­жи­на. Спец. сбор­щи­ки Д. – «дань­ни­цы» – поя­ви­лись в рус. кня­же­ст­вах и зем­лях не ра­нее 12 в. (с 14 в. име­но­ва­лись «дан­щи­ка­ми»). По­ми­мо Д. в поль­зу кня­зя, «дан­щи­ки» взи­ма­ли так­же осо­бые «дан­ские по­шли­ны» в свою поль­зу. По ме­ре рос­та свет­ско­го и цер­ков­но-мо­на­стыр­ско­го зем­ле­вла­де­ния в 12–17 вв. на­се­ле­ние круп­ных вот­чин час­то по­лу­ча­ло ос­во­бо­ж­де­ние от Д. по жа­ло­ван­ным гра­мо­там ве­ли­ких и удель­ных кня­зей, с 1547 – ца­рей. Ино­гда сбор Д. и др. пря­мых на­ло­гов от­да­вал­ся в ру­ки са­мо­го зем­ле­вла­дель­ца, ко­то­рый вно­сил пла­тёж в кня­же­скую каз­ну «об­ро­ком». Ка­ж­дый пра­вя­щий князь (ве­ли­кий или удель­ный) имел пра­во сбо­ра Д. со сво­их под­дан­ных. При этом её раз­ме­ры варь­и­ро­ва­лись по кня­же­ст­вам.

Осо­бой раз­но­вид­но­стью Д. в 13–15 вв. яв­лял­ся на­лог в поль­зу ха­нов Зо­ло­той Ор­ды – «вы­ход». В сер. 13 – нач. 14 вв. его сбор осу­ще­ст­в­лял­ся бас­ка­ка­ми, но уже с по­след­ней тре­ти 13 в. эта функ­ция по­сте­пен­но пе­ре­хо­ди­ла к вел. князь­ям вла­ди­мир­ским, ко­то­рые ста­ли не­сти от­вет­ст­вен­ность за его уп­ла­ту. Д., со­б­ран­ная с уде­лов, пе­ре­да­ва­лась вел. кня­зю. Раз­мер «вы­хо­да», ус­та­нов­лен­ный для моск. вел. кня­зей, в кон. 14 в. со­став­лял 5 тыс. руб., в 1-й тре­ти 15 в. – 7 тыс. руб., в нач. 16 в. – 1 тыс. руб. Наи­бо­лее ве­ро­ят­ный макс. раз­мер «вы­хо­да» с «со­хи» рав­нял­ся пол­ти­не (100 де­нег). По­ла­га­ют, что Д. в Ор­ду до­став­ля­лась один раз в 7–8 лет. При ос­лаб­ле­нии вла­сти Ор­ды вел. князь мог со­хра­нить со­б­ран­ную дань за со­бой, од­на­ко в этом слу­чае он дол­жен был по­де­лить­ся с удель­ны­ми князь­я­ми.

В 15–16 вв. Д. вхо­ди­ла в чис­ло обя­зат. на­ло­гов со всех ка­те­го­рий тяг­ло­го на­се­ле­ния, не поль­зо­вав­ших­ся по­дат­ным им­му­ни­те­том. В 16 в. сбо­ром Д. на­ря­ду с «дан­щи­ка­ми» (а обыч­но вме­сто них) ве­да­ли го­ро­до­вые при­каз­чи­ки. Во 2-й пол. 16–17 вв. «дан­ны­ми день­га­ми» или «чет­верт­ны­ми до­хо­да­ми» на­зы­ва­ли со­во­куп­ность пла­те­жей [Д., на­ме­ст­ни­чий корм, день­ги за го­ро­до­вое, за­сеч­ное, а так­же и ям­чуж­ное (из­го­тов­ле­ние се­лит­ры) де­ла], по­сту­пав­ших в фи­нан­со­вые при­ка­зы (чет­вер­ти). Двор­цо­вые кре­сть­я­не пла­ти­ли «дан­ные день­ги» в за­ви­си­мо­сти от ме­ст­ных ус­ло­вий в раз­ме­ре от 30 до 70 руб. с «со­хи» («со­ха» в это вре­мя из­ме­ря­лась ко­ли­че­ст­вом зем­ли); чер­но­сош­ные – 48–200 руб.; по­сад­ские лю­ди – 30–58 руб. в рай­онах слу­жи­ло­го зем­ле­вла­де­ния, а на чёр­ных зем­лях – как чер­но­сош­ные кре­сть­я­не. «Дан­ные день­ги» от­ме­не­ны в 1679 по­сле объ­е­ди­не­ния важ­ней­ших пря­мых на­ло­гов в один – «стре­лец­кие день­ги».

С 15–16 вв. в По­вол­жье, с 17 в. в Си­би­ри с при­сое­ди­нён­ных на­ро­дов, за­ни­мав­ших­ся охот­ничь­им про­мыс­лом, взи­мал­ся ясак.

В 15–17 вв. ми­тро­по­лит (с 1589 пат­ри­арх), ар­хи­епи­ско­пы и епи­ско­пы взи­ма­ли осо­бую цер­ков­ную Д. с при­чтов церк­вей, на­хо­див­ших­ся в пре­де­лах под­ве­дом­ст­вен­ной ие­рар­ху епар­хии. Эта Д. мог­ла взи­мать­ся в два приё­ма – зи­мой (ро­ж­де­ст­вен­ская) и ле­том (пет­ров­ская). Отд. церк­ви ос­во­бо­ж­да­лись от Д. в жа­ло­ван­ных гра­мо­тах ие­рар­хов.

Лит.: Лап­по-Да­ни­лев­ский А. С. Ор­га­ни­за­ция пря­мо­го об­ло­же­ния в Мо­с­ков­ском го­су­дар­ст­ве со вре­мен Сму­ты до эпо­хи пре­об­ра­зо­ва­ний. СПб., 1890; Ми­лю­ков П. Н. Спор­ные во­про­сы фи­нан­со­вой ис­то­рии Мо­с­ков­ско­го го­су­дар­ст­ва. СПб., 1892; Ве­се­лов­ский С. Б. Сош­ное пись­мо. М., 1915–1916. Т. 1–2; Фроя­нов И. Я. Ки­ев­ская Русь. Очер­ки со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ской ис­то­рии. Л., 1974; Каш­та­нов С. М. Фи­нан­сы сред­не­ве­ко­вой Ру­си. М., 1988; он же. Воз­ник­но­ве­ние да­ни в Древ­ней Ру­си // От Древ­ней Ру­си к Рос­сии но­во­го вре­ме­ни. М., 2003.

Вернуться к началу