ДАНЬ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДАНЬ (лат. tributum), натуральный или денежный сбор с побеждённых в пользу победителя (см. также Данничество); одна из форм налога с подданных. В процессе формирования феодальных отношений Д. развивалась в двух направлениях: с одной стороны, превращалась в государственный налог (подушный или поземельный), с другой – в результате пожалования королями права сбора доходов дружинникам и духовенству она трансформировалась в феодальную ренту. Д. сыграла значительную роль в становлении феодализма в странах Сев. Европы (бокленд, данегельд – в Англии, вейцла – в Скандинавских странах и т. д.).
На Руси Д. известна с сер. 9 в. как платёж в пользу варягов и Хазарского каганата, а с 880-х гг. – в пользу киевского князя. Д. облагались отд. племена и группы племён. Взималась натурой (мехами, мёдом и др.) или деньгами – первоначально с «дыма» (хозяйства одной семьи), затем – с «плуга» или «сохи» (окладной единицы в 2 или 3 рабочие силы). По мере укрепления власти князя Д. становилась обязательной и использовалась для содержания дружины. Собиралась во время полюдья (осенне-зимнего объезда князем территории своего княжества). До 12 в. сбором Д. занималась княжеская дружина. Спец. сборщики Д. – «даньницы» – появились в рус. княжествах и землях не ранее 12 в. (с 14 в. именовались «данщиками»). Помимо Д. в пользу князя, «данщики» взимали также особые «данские пошлины» в свою пользу. По мере роста светского и церковно-монастырского землевладения в 12–17 вв. население крупных вотчин часто получало освобождение от Д. по жалованным грамотам великих и удельных князей, с 1547 – царей. Иногда сбор Д. и др. прямых налогов отдавался в руки самого землевладельца, который вносил платёж в княжескую казну «оброком». Каждый правящий князь (великий или удельный) имел право сбора Д. со своих подданных. При этом её размеры варьировались по княжествам.
Особой разновидностью Д. в 13–15 вв. являлся налог в пользу ханов Золотой Орды – «выход». В сер. 13 – нач. 14 вв. его сбор осуществлялся баскаками, но уже с последней трети 13 в. эта функция постепенно переходила к вел. князьям владимирским, которые стали нести ответственность за его уплату. Д., собранная с уделов, передавалась вел. князю. Размер «выхода», установленный для моск. вел. князей, в кон. 14 в. составлял 5 тыс. руб., в 1-й трети 15 в. – 7 тыс. руб., в нач. 16 в. – 1 тыс. руб. Наиболее вероятный макс. размер «выхода» с «сохи» равнялся полтине (100 денег). Полагают, что Д. в Орду доставлялась один раз в 7–8 лет. При ослаблении власти Орды вел. князь мог сохранить собранную дань за собой, однако в этом случае он должен был поделиться с удельными князьями.
В 15–16 вв. Д. входила в число обязат. налогов со всех категорий тяглого населения, не пользовавшихся податным иммунитетом. В 16 в. сбором Д. наряду с «данщиками» (а обычно вместо них) ведали городовые приказчики. Во 2-й пол. 16–17 вв. «данными деньгами» или «четвертными доходами» называли совокупность платежей [Д., наместничий корм, деньги за городовое, засечное, а также и ямчужное (изготовление селитры) дела], поступавших в финансовые приказы (четверти). Дворцовые крестьяне платили «данные деньги» в зависимости от местных условий в размере от 30 до 70 руб. с «сохи» («соха» в это время измерялась количеством земли); черносошные – 48–200 руб.; посадские люди – 30–58 руб. в районах служилого землевладения, а на чёрных землях – как черносошные крестьяне. «Данные деньги» отменены в 1679 после объединения важнейших прямых налогов в один – «стрелецкие деньги».
С 15–16 вв. в Поволжье, с 17 в. в Сибири с присоединённых народов, занимавшихся охотничьим промыслом, взимался ясак.
В 15–17 вв. митрополит (с 1589 патриарх), архиепископы и епископы взимали особую церковную Д. с причтов церквей, находившихся в пределах подведомственной иерарху епархии. Эта Д. могла взиматься в два приёма – зимой (рождественская) и летом (петровская). Отд. церкви освобождались от Д. в жалованных грамотах иерархов.