Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДРУЖИ́НА

Авторы: П. С. Стефанович

ДРУЖИ́НА, в клас­сич. смыс­ле – срав­ни­тель­но не­боль­шая груп­па (от­ряд) под пред­во­ди­тель­ст­вом од­но­го во­ж­дя (пра­ви­те­ля), ко­то­ро­му чле­ны этой груп­пы в об­мен на за­щи­ту и по­кро­ви­тель­ст­во ока­зы­ва­ли разл. ро­да под­держ­ку, пре­ж­де все­го во­ен­ную. Д. су­ще­ст­во­ва­ла у мн. на­ро­дов на раз­ных ста­ди­ях ис­то­рич. раз­ви­тия, од­на­ко име­ла осо­бен­ное зна­че­ние на эта­пе раз­ви­то­го пле­мен­но­го строя и скла­ды­ва­ния гос. от­но­ше­ний. Д. счи­та­ет­ся важ­ней­шим ин­ст­ру­мен­том ук­ре­п­ле­ния вла­сти во­ж­дя и дей­ст­вен­ным фак­то­ром раз­ло­же­ния кров­нород­ст­вен­ных и со­сед­ских свя­зей.

Ис­то­рия Д. наи­бо­лее пол­но изу­че­на по ис­точ­ни­кам, свя­зан­ным с гер­ман­ца­ми – кон­ти­нен­таль­ны­ми (с 1 в. до н. э. до 7–8 вв. н. э.) и скан­ди­нав­ски­ми (10–13 вв.), а так­же, в мень­шей сте­пе­ни, с анг­ла­ми и сак­са­ми (6–10 вв.). Под­роб­ное и сис­те­ма­тич. опи­са­ние Д. у гер­ман­цев ос­та­вил рим. ис­то­рик Та­цит в соч. «О про­ис­хо­ж­де­нии гер­ман­цев и ме­сто­по­ло­же­нии Гер­ма­нии» (гл. 13–14). Во мно­гом вер­ное, это опи­са­ние вме­сте с тем име­ло слиш­ком обоб­щён­ный ха­рак­тер. Та­цит на­зы­вал Д. сло­вом co­mi­ta­tus, но у са­мих гер­ман­цев не бы­ло еди­но­го тер­ми­на для обо­зна­че­ния Д., а её фор­мы бы­ли весь­ма раз­но­об­раз­ны в за­ви­си­мо­сти от кон­крет­но-ис­то­рич. ус­ло­вий. Важ­ней­шей сто­ро­ной дея­тель­но­сти Д. у гер­ман­цев, как и у др. на­ро­дов, яв­ля­лись во­ен. по­хо­ды (меж­пле­мен­ные усо­би­цы, на­па­де­ния на Рим. им­пе­рию, со­бы­тия эпо­хи Ве­ли­ко­го пе­ре­се­ле­ния на­ро­дов, по­хо­ды ви­кин­гов и др.). Ак­ку­му­ля­ция бо­гатств и бли­зость к во­ж­дю (ко­нун­гу, ко­ро­лю) при­ве­ли к то­му, что чле­ны Д. име­ли, как пра­ви­ло, бо­лее вы­со­кий со­ци­аль­ный ста­тус по срав­не­нию с ря­до­вы­ми сво­бод­ны­ми людь­ми (это от­ра­зи­лось во мн. вар­вар­ских прав­дах, в ча­ст­но­сти в Са­ли­че­ской прав­де 6 в., со­глас­но ко­то­рой за чле­нов ан­тру­стио – дру­жи­ны франк­ских ко­ро­лей – вы­пла­чи­вал­ся по­вы­шен­ный вер­гельд – воз­ме­ще­ние за убий­ст­во). В ис­то­рио­гра­фии дис­кус­си­он­ны­ми про­дол­жа­ют ос­та­вать­ся во­про­сы о прин­ци­пе объ­е­ди­не­ния Д. во­круг пред­во­ди­те­ля и о ро­ли герм. Д. в скла­ды­ва­нии вас­са­ли­те­та. В ме­дие­ви­сти­ке до сер. 20 в. ак­цент де­лал­ся на эти­че­ски обу­слов­лен­ной вер­но­сти (ин­тер­пре­ти­руе­мой в нем. ис­то­рио­гра­фии до 1950–60-х гг. как спе­ци­фи­че­ски гер­ман­ской), ко­то­рая лег­ла в ос­но­ву вас­са­ли­те­та.

У боль­шин­ст­ва сла­вян­ских на­ро­дов, пе­ре­жи­вав­ших пе­ре­ход от пле­мен­но­го строя к го­су­дар­ст­ву, так­же су­ще­ст­во­ва­ла Д. Сам тер­мин «Д.», ви­ди­мо, име­ет пра­сла­вян­ское про­ис­хо­ж­де­ние. О кон­крет­ных фор­мах Д. у сла­вян труд­но су­дить из-за край­ней ску­до­сти ис­точ­ни­ков. Имею­щие­ся дан­ные по­зво­ля­ют пред­по­ла­гать зна­чит. роль Д. в ста­нов­ле­нии Ве­ли­ко­мо­рав­ско­го, чеш­ско­го и поль­ско­го го­су­дарств в 9–11 вв.

О Д. в Древ­не­рус­ском го­су­дар­ст­ве бла­го­да­ря ле­то­пис­ным све­де­ни­ям из­вест­но го­раз­до боль­ше, но в дан­ном слу­чае су­ще­ст­ву­ют тер­ми­но­ло­гич. про­бле­мы. Сло­во «Д.» в 10–15 вв. мог­ло обо­зна­чать ли­бо про­сто объ­е­ди­не­ние, ос­но­ван­ное на не­ко­ем вза­им­ном со­гла­ше­нии (со­об­ще­ст­во, то­ва­ри­ще­ст­во), ли­бо бо­лее спе­ци­аль­но – во­ен­но-адм. пер­со­нал в не­по­средств. под­чи­не­нии у кня­зя. Во вто­ром, бо­лее уз­ком, смыс­ле тер­мин «Д.» обо­зна­чал в раз­ное вре­мя и в раз­ных кон­тек­стах груп­пы лю­дей очень раз­лич­ные по чис­лен­но­сти и со­ста­ву (от уз­ко­го кру­га при­бли­жён­ных к кня­зю лиц до всех во­ен. сил кон­крет­но­го кня­же­ст­ва). Пред­при­ни­ма­лись по­пыт­ки уточ­нить со­дер­жа­ние по­ня­тия Д., что­бы свя­зать др.-рус. реа­лии 10–12 вв. с кон­цеп­ци­ей герм. Д., ко­то­рая под­ра­зу­ме­ва­ет бо­лее ар­хаи­че­ские (пред- или ран­не­го­су­дар­ст­вен­ные) от­но­ше­ния (А. Е. Пре­сня­ков, Т. Ва­си­лев­ский, Х. Лов­мянь­ский). В та­ком слу­чае соб­ст­вен­но Д. на­зы­ва­ют­ся толь­ко бли­жай­шие со­рат­ни­ки и слу­ги кня­зя ли­бо боя­ри­на (лич­но пре­дан­ные ему вплоть до го­тов­но­сти по­жерт­во­вать соб­ст­вен­ной жиз­нью), напр. «от­ро­ки» или «чадь». Ино­гда Д. по­ни­ма­ет­ся толь­ко как во­ин­ский кон­тин­гент в не­по­средств. под­чи­не­нии у кня­зя, ко­то­рый про­ти­во­сто­ит ме­ст­ной зна­ти («зем­ским боя­рам», или «фео­да­лам») или «об­щи­не-во­лос­ти». Боль­шин­ст­во отеч. ис­то­ри­ков рас­смат­ри­ва­ют др.-рус. Д. как свое­об­раз­ную фор­му ор­га­ни­за­ции всей мас­сы слу­жи­лой зна­ти в рус. кня­же­ст­вах 10–12 вв. и да­же бо­лее позд­не­го вре­ме­ни. В этом слу­чае важ­ней­ши­ми чер­та­ми Д. счи­та­ют­ся сле­дую­щие: де­ле­ние как ми­ни­мум на 2 раз­ря­да (стар­шая, или бóльшая, Д. – боя­ре; млад­шая Д. – от­ро­ки, дет­ские, гридь и др.); обес­пе­че­ние за счёт до­хо­дов от ис­пол­не­ния вла­ст­ных функ­ций (в древ­ней­шее вре­мя по­сред­ст­вом да­ни, позд­нее – корм­ле­ний; чле­ны Д. за­ни­ма­ли гос. долж­но­сти по­сад­ни­ков, ты­сяц­ких, вое­вод, меч­ни­ков, вир­ни­ков и т. д.); пра­во бо­яр на уча­стие в при­ня­тии по­ли­тич. ре­ше­ния (со­вет, ду­ма); от­но­си­тель­ная сво­бо­да пе­ре­хо­да из Д. од­но­го кня­зя в Д. др. кня­зя лич­но сво­бод­ных лиц; во­ен­но-дру­жин­ная эти­ка (по­ня­тия чес­ти, сла­вы и др.). С кон. 12 в. эта ор­г-ция ино­гда на­зы­ва­лась в ис­точ­ни­ках «дво­ром», по­сте­пен­но с раз­ви­ти­ем вот­чин­но­го и по­ме­ст­но­го зем­ле­вла­де­ния и ук­ре­п­ле­ни­ем са­мо­дер­жав­ных форм управ­ле­ния ей на сме­ну при­хо­дит сис­те­ма Го­су­да­ре­ва дво­ра. См. так­же Древ­не­рус­ская дру­жин­ная куль­ту­ра.

Д. так­же на­зы­ва­лись: в Рос. им­пе­рии – ор­га­ни­за­ци­он­но-так­тич. еди­ни­цы опол­че­ния, рав­няв­шие­ся по чис­лен­но­сти пе­хот­но­му пол­ку (19 в.); воо­руж. от­ря­ды разл. групп гор. на­се­ле­ния, фор­ми­ро­вав­шие­ся для ве­де­ния улич­ных бар­ри­кад­ных бо­ёв и опе­ра­ций по за­хва­ту ору­жия в хо­де Ре­во­лю­ции 1905–07; в СССР – по­лу­чив­шие рас­про­стра­не­ние доб­ро­воль­ные на­род­ные Д. (воз­ник­ли в 1917, офи­ци­аль­но оформ­ле­ны в 1959) – об­ществ. от­ря­ды гра­ж­дан для ока­за­ния прак­тич. по­мо­щи ор­га­нам внутр. дел в обес­пе­че­нии об­ществ. по­ряд­ка и про­фи­лак­ти­ки пра­во­на­ру­ше­ний; и др.

Лит.: По­го­дин М. П. Ис­сле­до­ва­ния, за­ме­ча­ния и лек­ции о рус­ской ис­то­рии. М., 1846. Т. 3. М., 1856. Т. 7; За­гос­кин Н. П. Очер­ки ор­га­ни­за­ции и про­ис­хо­ж­де­ния слу­жи­ло­го со­сло­вия в до­пет­ров­ской Ру­си. Ка­зань, 1875; Сер­гее­вич В. И. Древ­но­сти рус­ско­го пра­ва. СПб., 1909. Т. 1; Kuhn H. Die Grenzen der germanischen Gefolgschaft // Zeitschrift der Sa­vig­ny-Stiftung für Rechtsgeschichte: Ger­ma­nis­ti­sche Abteilung. Weimar, 1956. Bd 73; Wa­si­lews­ki T. Studia nad składem społecznym wcze­s­nośredniowiecznych sił zbrojnych na Ru­si // Studia wczesnoś redniowieczne. 1958. T. 4; Schle­sin­ger W. Beiträge zur deutschen Ver­fas­sung­s­ge­schichte des Mittelalters. Gött., 1963. Bd 1: Germanen, Franken, Deutsche; Graus F. Raně středovéké družiny a jejich význam při vzniku států ve středni Evropě // Českoslo­venský Časopis Historický. 1965. T. 13. № 1; Łowmiański H. Początki Polski. Z dziejów Sło­wian w I ty­siąc­le­ciu n. e. Warsz., 1970. T. 4; Wenskus R. Stam­mesbildung und Verfas­sung. Das Werden der frühmittelalterlichen Gentes. 2. Aufl. Köln, 1977; Пав­лов-Силь­ван­ский Н. П. Фео­да­лизм в Рос­сии. М., 1988; Гор­ский А. А. Древ­не­рус­ская дру­жи­на. М., 1989; Пре­сня­ков А. Е. Кня­жое пра­во в Древ­ней Ру­си. М., 1993; Enright M. J. Lady with a mead cup: ritual, prophecy and Lordship in the European warband from La Tène to the Vi­king Age. Dublin; Portland, 1996; Tim­pe D., Landolt Ch., Steuer H. Ge­folg­schaft // Real­le­xikon der germanischen Al­ter­tums­kunde. 2. Aufl. B.; N. Y., 1998. Bd 10; Bazelman J. By weapons made worthy: lords, retainers and their relationship in Beowulf. Amst., 1999; Lübke Ch. Fremde im östlichen Europa: von Gesellschaften ohne Staat zu vers­ta­at­lichten Gesellschaften (9.–11. Jahr­hun­dert). Köln u. a., 2001; Сверд­лов М. Б. До­мон­голь­ская Русь: князь и кня­же­ская власть на Ру­си VI – пер­вой тре­ти XIII вв. СПб., 2003; Гре­ков Б. Д. Ки­ев­ская Русь. М., 2004; Сте­фа­но­вич П. С. Гер­ман­ская дру­жи­на и по­пыт­ки срав­не­ния ее со сла­вян­ской дру­жи­ной: ис­то­рио­гра­фи­че­ский об­зор // Rossica An­ti­qua. СПб., 2006. Вып. 1.

Вернуться к началу