Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИРИ́ЛЛ I(II)

Авторы: А. Ю. Карпов

КИРИ́ЛЛ I(II) (? – 27.11.1233, Киев), русский церковный деятель, митрополит Киевский (1224–1233). По происхождению грек.

Рукоположен в 1224 г. в Никее Константинопольским патриархом Германом II. В том же году «приведенъ бысть из Никѣя» на Русь и 6.1.1225 торжественно возведён на кафедру в киевском Софийском соборе. Расхождение в обозначении Кирилла (I или II) связано с тем, что у него, возможно, был предшественник с именем Кирилл – упоминающийся только в поздних источниках (не ранее 15 в.) митрополит Киевский сер. 11 в., имя которого помещается между именами митрополитов Киевских Феопемпта (упоминается в «Повести временных лет» под 1039) и Илариона (поставлен на кафедру в 1051). Однако большинство современных исследователей сомневаются в достоверности существования митрополита Кирилла I. Сообщение Густынской летописи (17 в.) о том, что Кирилл I(II) был «русином», явно недостоверно и, очевидно, навеяно биографией митрополита Ки­рил­ла II(III).

Митрополит Кирилл I(II) принял активное участие в прекращении междукняжеских конфликтов и примирении враждовавших князей. В 1226 г. киевский князь Владимир Рюрикович направил его к владимирскому князю Юрию Всеволодовичу, который вместе со своими племянниками Васильком и Всеволодом Константиновичами выступил на помощь черниговскому князю Михаилу Всеволодовичу против курского князя Олега Игоревича. Митрополит «по смотренью Божью» сумел заключить мир между князьями; «и възвратися великыи князь Гюрги… поимъ с собою блаженаго Кирила митрополита въ град Володимерь».

Митрополит задержался во Владимире, по крайней мере, до весны 1227 г. В марте он созвал там церковный собор, на котором присутствовали четыре не названные по имени архиерея (в т. ч., предположительно, епископ Ростовский Кирилл I, епископ Черниговский Порфирий II, епископ Полоцкий Алексий). 14 марта 1227 г. в присутствии Юрия Всеволодовича, его братьев Святослава Всеволодовича и Ивана Всеволодовича, а также всех бояр и множества народа Кирилл I(II) вместе с епископами во владимирском Успенском соборе поставил в епископы «Суждалю, и Володимерю, Переяславлю» игумена владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря Митрофана. Можно полагать, что тогда же митрополит возвёл в сан архимандрита нового настоятеля Рождественского монастыря Кирилла (будущего епископа Ростовского Кирилла II). По свидетельству авторов Никоновской летописи (16 в.), Юрий Всеволодович со своими детьми и «з братьею своею» проводил митрополита «съ великою честию»; митрополит же «бывъ и в ыныхъ многихъ градѣхъ и иде въ Киевъ».

Активно вмешиваясь во внутрикняжеские конфликты, Кирилл I(II) стремился вместе с тем к повышению роли и авторитета русского епископата и духовенства в целом. Об этом свидетельствует грамота Кириллу I(II) Константинопольского патриарха Германа II, датированная маем 1228 г. и сохранившаяся в переводе на русский язык. В ней – очевидно, в ответ на запрос самого Кирилла – патриарх объявлял, во-первых, о недопустимости поставления в священники рабов (по-видимому, речь шла о священниках домовых церквей русских вельмож), а во-вторых, о строгом запрещении князьям и прочим «старейшинствующим тамо» вмешиваться в церковный суд и каким-либо образом претендовать на церковное и монастырское имущество.

В кон. 1228 г. или нач. 1229 г. митрополит предпринял попытку примирить киевского князя Владимира Рюриковича и его союзника черниговского князя Михаила Всеволодовича с владимиро-волынским князем Даниилом Романовичем, однако безуспешно («и не може»). Князья вместе с отрядами из других русских княжеств, а также половцами безуспешно осаждали г. Каменец. Вскоре после снятия осады князья заключили мир, возможно, при посредничестве Кирилла I(II).

В конце декабря 1229 г. к митрополиту в Киев пришёл избранный на новгородскую кафедру инок новгородского Юрьева во имя великомученика Георгия Победоносца мужского монастыря Спиридон, которого митрополит 17.2.1230 рукоположил в сан священника, а 24 февраля поставил в архиепископа Новгородского.

3.5.1230 митрополит вместе с князем Владимиром Рюриковичем и киевлянами присутствовал на праздничной церковной службе в Успенской церкви Киево-Печерского монастыря в день памяти преподобного Феодосия Печерского. В этот день произошло землетрясение, в результате которого церковь треснула и раскололась на части.

В том же году митрополит вновь отправился в Северо-Восточную Русь для предотвращения очередной междоусобной войны, готовой вспыхнуть между переяславским князем Ярославом Всеволодовичем и черниговским князем Михаилом Всеволодовичем, «бѣ бо Михаилъ, не правъ въ крестнымъ целованьи». В поездке во Владимир митрополита сопровождали черниговский епископ Порфирий II (представлявший интересы черниговского князя), а также игумен киевского Преображенского на Берестове монастыря Пётр Акерович. Митрополиту при содействии владимирского князя Юрия Всеволодовича удалось примирить князей: «не остави Богъ труда митрополича бес памяти быти… послуша убо Ярославъ брата своего старѣишаго Гюрья и отца своего митрополита и епископа Порфурья и взя миръ с Михаиломъ, и бысть радость велика». Юрий и Ярослав богато одарили иерархов и, получив у них благословение, «отпустиша я кождо къ своимъ княземъ».

В 1231 г. митрополит Кирилл I(II) созвал в Киеве церковный собор, на котором присутствовали в основном южнорусские иерархи: епископы Черниговский Порфирий II, Полоцкий Алексий и не названные по именам епископы Белгородский и Юрьевский, а также архимандрит Киево-Печерского монастыря Акиндин, игумены киевских монастырей: киевского Выдубицкого во имя Архангела Михаила мужского монастыря Михаил, Преображенского на Берестове Пётр Акерович, Янчина во имя апостола Андрея Первозванного Симеон, во имя Феодора Тирона Корнилий, во имя Василия Великого Афанасий, в честь Воскресения Господня Симеон, киевского Кирилловского во имя Святой Троицы мужского монастыря Климент и игумен черниговского Борисоглебского («Мученического»; при Борисоглебском соборе) монастыря Иоанн. 6 апреля 1231 г. при участии всех названных иерархов был рукоположен в епископы ростовские Кирилл (избран на кафедру за год до этого). Показательно, что одновременно с церковным собором в Киеве проходил съезд южнорусских князей, которые также присутствовали в Софийском соборе на поставлении Кирилла. По завершении празднеств митрополит «отпусти священаго епископа Кирила Ростову со многою честью».

По свидетельству ростовского летописца, митрополит был «учителенъ зело и хытръ ученью божественых книгъ»; галицкий летописец называл его «преблаженным» и «святым».

Известно несколько экземпляров печати митрополита Кирилла I(II) (две найдены на месте княжеской резиденции Княжья Гора, к югу от Киева, близ устья р. Рось; одна в гавани г. Севастополя – древнего Херсонеса). Печати имеют на лицевой стороне изображение Божией Матери «Знамение», а на оборотной греческую надпись: «Кирилл монах, Божией милостью архиепископ митрополии Росии».

Дату кончины митрополита содержит граффити в киевском Софийском соборе: «Месяця ноямбря въ 27 день прѣставися рабъ Божии митрополитъ Кюрило».

Ист.:
Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1. Памятники XI-XV в. / [Ред. А. С. Павлов]. – 2-е изд. – Санкт-Петербург, 1908. – (Русская историческая библиотека ; т. 6). – Столбцы 79–83.
Высоцкий С. А. Древнерусские надписи Софии Киевской. – Киев : Наукова думка, 1966. – № 50. – С. 95.
Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. Т. 1. Печати X - начала XIII в. – Москва : Наука, 1970. – С. 49.
Полное собрание русских летописей. Т. 1. Лаврентьевская летопись. – Москва : Языки русской культуры, 1997. – Стб. 447–449, 454–457, 512.
Полное собрание русских летописей. Т. 2. Ипатьевская летопись. – Москва : Языки русской культуры, 1998. – Стб. 753
Полное собрание русских летописей. Т. 3. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. – Москва : Языки русской культуры, 2000. – С. 68–69, 72.
Полное собрание русских летописей. Т. 10. Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью (продолжение). – Москва : Языки русской культуры, 2000. – С. 93–94, 103.
Полное собрание русских летописей. Т. 40 . Густынская летопись / отв. ред. В. А. Кучкин. – Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2003. – С. 116.
Янин В. Л. Актовые печати древней Руси X-XV вв. Т. 3. Печати, зарегистрированные в 1970-1996 гг. / В. Л. Янин, П. Г. Гайдуков. – Москва : Наука, 1998. – С. 28.

Лит.:
Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. – Москва : Издательство Академии наук СССР, 1963. – С. 107.
Янин В. Л. Эпиграфические заметки // Вопросы языкознания. – 1992. – № 2. – С. 21–36.
Татищев В. Н. Собрание сочинений. Том 3. История Российская. Ч. 2 – Москва : Ладомир, 1995. – С. 213, 220.
Поппе А. Митрополиты Киевские и всея Руси (988–1305 гг.) // Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237 гг.). – Санкт-Петербург : Византинороссика, 1996. – С. 464—467.
Соколов Р. А. Русская церковь во второй половине XIII - первой половине XIV в. / под науч. ред. Ю. В. Кривошеева. – Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2010.
Макарий (Веретенников), архим. Кирилл I(II) // Православная энциклопедия. – Москва: Церковно-научный центр "Православная энциклопедия", 2014. – Т. 34. – С. 546–547.
Карпов А. Ю. Русская церковь X-XIII вв. : биографический словарь. — Москва : Квадрига, 2016. – С. 203–206.

 
Вернуться к началу