МА́ЛАЯ ПЕРМЬ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МА́ЛАЯ ПЕРМЬ (Пермь вычегодская, Вычегодско-Вымская земля), историч. область в бассейнах рек Вычегда и Вымь. Осн. население – народ пермь, предки совр. коми, которые согласно «Повести временных лет» жили между заволочской чудью и печорой. В 12 в. на Вычегде, Выми, Сысоле появились др.-рус. поселения и городища, которые являлись опорными пунктами сборщиков дани, воен.-адм., торгово-ремесленными и политич. центрами. Первыми сборщиками дани были новгородцы. Со 2-й пол. 12 в. в борьбу за «пермские дани» вступило Ростово-Суздальское кн-во. С 1260-х гг. М. П. вошла в состав новгородских волостей. С 1333 дани с М. П. взимали московские князья. В последней четв. 14 в. Стефан Пермский проводил христианизацию населения М. П.: он создал пермскую азбуку, переводил богослужебные книги с рус. и греч. языков на коми-зырянский язык, обучал детей грамоте, готовил местные кадры священнослужителей. В 1471 М. П. вошла в состав Московского вел. кн-ва.
Население М. П. связывается с носителями вымской культуры. Основу хозяйства составляли охота (в т. ч. пушной промысел), рыболовство, подсечно-огневое земледелие и животноводство. На территории М. П. найдены предметы пермского звериного стиля. Ведущим торговым партнёром М. П. в 11–13 вв. был Новгород, являвшийся в эпоху Средневековья крупнейшим центром междунар. торговли: найдены зап.-европ. денарии 10–11 вв. (чеш., герм., дат., голландские), привезённые, по всей видимости, новгородскими купцами, миниатюрные весы для взвешивания драгоценных металлов, гирьки.
Согласно верованиям предков совр. коми, вся природа была населена духами, олицетворением которых являлись идолы, «кумиры». Идолы стояли в кумирницах (местах жертвоприношений), главная из которых находилась, по нар. преданиям, в Усть-Выми, где росла священная берёза. Дары «кумирам» составляли меха (соболей, куниц, горностаев, бобров, лисиц, медведей, рыси, ласки, белок), а также изделия из золота, серебра, меди и железа. Обряды жертвоприношений проводили «волхвы», «кудесники», главным среди которых был «чародей-старец» Пам-Сотник. В зап.-европ. источниках (в частности, в «Записках о Московии» С. фон Герберштейна) сохранились сведения о поклонении предков совр. коми «Зарни Ань» (Золотой женщине, Золотой Бабе) – легендарному идолу, символу плодородия и благополучия. В ходе христианизации осн. языческие капища были уничтожены; Золотая Баба, по легендам, была вывезена на Обь.