ПЕЧО́РА
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕЧО́РА (правильнее печера), древний народ крайнего северо-востока Европы. Впервые упоминается в Лаврентьевской летописи под 1096. География расселения П. является предметом дискуссий. А. П. Смирнов считал, что этот народ обитал в верхнем, среднем и частично нижнем течении р. Печора, Б. А. Рыбаков помещал его в среднем и, возможно, верхнем течении Печоры, Л. П. Лашук – в нижнем течении Печоры. Вопрос об этнич. принадлежности П. также остаётся открытым. Исследователи видели в этом народе самоедов (А. Х. Лерберг), карел (М. А. Кастрен), представителей палеоазиатских народов (Л. П. Лашук), предков коми (Н. П. Барсов, Е. К. Огородников, С. В. Бахрушин, А. А. Зимин). К последней точке зрения склонялся археолог и исследователь древностей Печорского края В. И. Канивец. В 11 в. П. платила дань Новгороду. Начиная с 13 в. регион также под назв. Печора упоминается в числе новгородских волостей. Между 1363 и 1389 вел. кн. владимирский Дмитрий Иванович Донской отдал Печору в кормление Андрею Фрязину, хотя формально она оставалась новгородским владением. В последней четв. 15 в. Печора окончательно вошла в состав Рус. гос-ва. В 16 в. сведения об этом народе появились в трудах иностранцев (П. Йовий, А. Гваньини, Г. Дж. Флетчер), которые приводили данные о пушной торговле с ним, его самобытной культуре. В 17 в. этноним «П.» исчезает из источников.
По археологич. данным, предположительно с П. связаны Нерицкий могильник на Нижней Печоре и Эшмесское пещерное святилище на Ср. Тимане, датирующиеся 10–11 вв. Находки из Эшмесской пещеры представлены серебряным денарием, чеканенным в период правления герм. короля (1002–24) и императора Священной Рим. империи (1014–24) Генриха II Святого в Оснабрюке (подражание кёльнскому чекану), и вост. монетой с именем халифа аль-Мустакфи (944–946), серебряными изделиями с золочением, зоо- и антропоморфным декором и прочерченными изображениями людей и животных, наконечниками стрел, костями животных и дерев. изваяниями-идолами. На Нерицком могильнике вскрыто 29 погребений (трупоположения). Найдены топоры, наконечники копий и стрел, орудия труда, производств. инвентарь, предметы быта, украшения и ременная гарнитура, предметы с зооморфными изображениями (пряжки с изображением медведя в жертвенной позе), близкие пермскому звериному стилю. Элементы погребальной обрядности и керамики обнаруживают черты сходства как с памятниками вымской культуры Малой Перми, так и с зауральскими – угро-самодийскими.
В культуре населения, оставившего эти памятники, прослеживаются черты сходства с древними народами обско-печорского севера (древнеугорскими или древнесамодийскими), европ. периферия культурного ареала которых уже с энеолита и вплоть до Средневековья включала субарктич. и арктич. районы Сев. Приуралья.