КУ́РИЦЫН ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ВОЛК
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУ́РИЦЫН Иван Васильевич Волк (? – 27.12.1504, Москва), рус. гос. деятель и дипломат, дьяк (не позднее 1492). Младший брат Ф. В. Курицына, дядя А. Ф. Курицына.
По косвенным данным, дьяк с сер. 1480-х гг. Входил в моск. кружок еретиков. Впервые упоминается как участник рус. посольства в Священную Рим. империю (апр. 1492 – июль 1493), во время которого, в частности, провёл успешные переговоры с нем. печатником Б. Готаном о его приезде в Рус. гос-во (вероятно, Готан прибыл в Новгород с возвращавшимися рус. послами). С 20.10.1495 по 24.3.1496 К. вместе с 5 др. дьяками из близкого окружения вел. кн. московского Ивана III Васильевича сопровождал его в поездке в Новгород. Ок. 1496 – нач. 1497 подписал докладной судный список по земельному процессу, который в качестве судьи высшей инстанции рассмотрел кн. Василий Иванович (будущий вел. кн. московский Василий III Иванович). По обоснованной гипотезе Л. В. Черепнина, К. вместе с братом Фёдором имел прямое отношение к составлению Судебника 1497 (см. Судебники 15–16 вв.). В авг. 1497 К. в качестве дьяка срочно отправлен с П. Г. Заболоцким к вел. кн. литовскому Александру с целью предупредить или максимально ограничить участие литов. войск в походе польск. армии на Молд. кн-во. В 1498 К. упомянут в росписи думных и дворцовых чинов в начале перечня наиболее авторитетных великокняжеских дьяков в т. н. Хронографической летописи. Скорее всего, участвовал в церемониях, связанных с поставлением кн. Дмитрия Ивановича Внука вел. князем и соправителем Ивана III.
К. был писцом, составил рукописный сборник (кон. 1480-х – сер. 1490-х гг.), который включал текст Кормчей книги Мазуринской редакции, «Мерила праведного» (текст разделён в рукописи на 2 части текстом Кормчей), в т. ч. с постановлениями о церковном суде и церковных людях, Русскую правду пространной редакции; в конце рукописи помещена полная подборка чинов поставления, от епископа и до чтеца и священосца. Сборник не содержал никаких еретич. высказываний и отвечал обществ. запросам эпохи, т. к. в нём были собраны как канонические, так и светские др.-рус. правовые памятники, а также канонич. и др. тексты, связанные с вопросами о божественной природе великокняжеской власти в православном «царстве», об автокефалии РПЦ и др. Принадлежность сборника К. зафиксирована записью писца с зашифрованным именословием – «Иван Волкъ Курицинъ». Рукопись попала в «книжную казну» моск. митрополитов.
В отличие от старшего брата, К. в сохранившихся источниках до 1504 не обвинялся в ереси. Лишь на Поместном соборе РПЦ в дек. 1504 с участием Ивана III и Василия III К. обвинён в ереси вместе с др. лицами и приговорён (видимо, вел. князьями) к смертной казни. К. и ещё трое осуждённых были сожжены живыми в дерев. клетках на льду р. Москва.
В позднейших текстах (Послание о соблюдении соборного приговора 1504, 15-е слово из соч. «Просветитель» Иосифа Волоцкого) присутствовали обвинения К. в «отпадении» от православия и «уклонении» в иудейство, но они не обосновывались к.-л. реальными фактами. Крайняя суровость решений собора и жестокость казни были связаны, в частности, с исходом политич. борьбы в правящих кругах Рус. гос-ва в 1498–1502, а также с личной позицией Иосифа Волоцкого, который видел в бр. Курицыных непримиримых врагов и считал их могуществ. покровителями и защитниками московских и новгородских еретиков.