КНЯ́ЖЕСКИЕ СЪЕ́ЗДЫ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КНЯ́ЖЕСКИЕ СЪЕ́ЗДЫ, принятый в науч. литературе термин для обозначения периодич. княжеских встреч-советов (снемов, сеймов) – одного из ключевых политич. институтов в Др.-рус. государстве, рус. землях и княжествах в 11 – нач. 15 вв. Осн. функции К. с.: организация власти внутри рода Рюриковичей (выбор киевского князя, раздел и установление порядка наследования владений; примирение отд. князей, урегулирование конфликтов княжеских кланов и коалиций), а также проведение внешнеполитич. акций, урегулирование внешнеполитич. вопросов, в частности, с половецкими ханами (в кочевом мире бытовал типологически идентичный институт периодич. встреч ханов и нойонов), с польск., чеш. и венг. правителями.
К. с. были советами правящей династии Рюриковичей (или отдельных её «домов»), каждый представитель которой обладал потенциальным правом на власть и возможностью обратиться к общему для всех собратьев «княжому праву». В 11 – 1-й трети 13 вв. проводились согласно устойчивой процедуре и при соблюдении устоявшейся обрядности. Князья встречались в заранее условленном или определённом самой ситуацией месте, затем начиналось «стояние на конях» напротив друг друга, переговоры через послов; в случае их благоприятного исхода начиналась сама встреча. Иногда для этого подавался спец. знак – «билинч» (от тюрк. – знак, примета). Князья зачастую встречались вне гор. стен (в шатрах), в небольших городах и сёлах, реже – в столицах княжеств (Киеве, Чернигове, Владимире, Ростове). Места для К. с. выбирались с особым смыслом; напр., черниговские Ольговичи в 12 в. неоднократно собирались в с. Ольжичи (возможно, их родовое владение). Формула летописи «сесть с братьями на едином ковре» (как предложил кн. Владимир Всеволодович Мономах кн. Давиду Игоревичу на Витичевском съезде 1100), по всей видимости, являлась не только метафорич. обозначением коллективного совета, но и отражала реальную «походную» обстановку съезда. Речи князья произносили в соответствии с переговорным этикетом, который предусматривал использование устойчивых риторич. и правовых формул. Междукняжеская дипломатия до сер. 13 в. носила преимущественно изустный характер, затем чаще стали употребляться письм. грамоты, фиксировавшие договоры. По достижении консенсуса каждый князь целовал крест, что скрепляло договор: князья предъявляли кресты клятвопреступникам или лицам, их представлявшим, в случае нарушения клятвы. К. с. нередко сопровождались или завершались пиром и взаимными подарками.
В историографии высказывались разл. взгляды по вопросу о роли лиц некняжеского достоинства, присутствовавших на К. с. Б. Д. Греков и его последователи считали, что на К. с. на равных выступали не только князья-Рюриковичи, но и др. представители феод. элиты, прежде всего бояре и епископы. Другие исследователи (в частности, Я. Н. Щапов) пришли к выводу, что в большинстве съездов 11–12 вв. участвовали князья и иногда их представители (послы, советники), но не духовные лица. Бояре и дружинники чаще всего выступали на переговорах как советники, послы или телохранители князя; при этом они, вероятно, обладали правом «совещательного голоса». Ситуация принципиально изменилась во 2-й пол. 13 – нач. 15 вв., когда К. с. окончательно трансформировались в советы феод. знати.
Первый надёжно зафиксированный в источниках К. с. состоялся в 1026 в Городце (скорее всего, в г. Городец-Остерский, ныне Остёр), где заключили мир киевский кн. Ярослав Владимирович Мудрый и черниговский кн. Мстислав Владимирович. На этой встрече были подведены итоги многолетней войны за власть сыновей киевского кн. Владимира Святославича, а достигнутые договорённости стали прецедентом мирного урегулирования междукняжеских отношений (ссылки на условия мира использовались в политич. переговорах рус. князей даже в 1195). На съезде в Вышгороде (1072) осуществлялось, по предположению ряда исследователей, составление и редактирование Русской правды. В кон. 11 – нач. 12 вв. К. с. стали проводить чаще, что было связано как с решением ключевых вопросов политич. жизни Др.-рус. гос-ва, так и с усилившейся половецкой опасностью. Особое место занял Любечский съезд 1097, после него прошли Витичевский съезд (10.8.1100), съезд на р. Золотча (1101), Долобские съезды (1103 и 1111), к этому же периоду относится съезд на р. Желянь, запись о котором входит в комплекс граффити Софийского собора в Киеве.
На Витичевском съезде 1100, собранном для урегулирования конфликта вокруг Теребовльского и Владимиро-Волынского княжеств, возникшего после Любечского съезда, киевский кн. Святополк Изяславич, переяславский кн. Владимир Всеволодович Мономах, черниговский кн. Давид Святославич и новгород-северский кн. Олег Святославич заключили между собой мир. 30 авг. на встречу явился кн. Давид Игоревич, инициатор нападения на теребовльского кн. Василько Ростиславича в 1097. Однако переговоры зашли в тупик, после чего все князья демонстративно отдалились от Давида Игоревича, встав отдельно «на конях» со своими дружинами. Князья, вместе обсуждая его судьбу, не допускали его к себе, лично к нему больше не обращались, а решение съезда сообщили ему через своих приближённых. Давид Игоревич стал «отречённым», т. е. князем-изгоем, потерял право речи на съезде. На том же съезде Василько Ростиславич был лишён Теребовля и должен был остаться на попечении брата – Володаря Ростиславича – или киевского князя (братья Ростиславичи не подчинились этому решению и отстояли свои владения). Решения съезда 1100 подтвердили политико-юридич. норму княжеского права, согласно которой «муж» отвечает за преступление «головой», а князь – волостью. На Долобском съезде 1103 Владимир Всеволодович Мономах, Святополк Изяславич и их советники-дружинники приняли решение организовать поход против половцев весной, когда кочевники ослаблены после зимовки. К походу присоединились и др. рус. князья. На Долобском съезде 1111 Святополк Изяславич и Владимир Мономах вновь настояли на внеурочном (весной, в разгаре посевной) походе на половцев, который снова завершился разгромом кочевников. На Долобских съездах сложилась новая воен. доктрина рус. князей, предполагавшая отказ от оборонит. тактики и организацию дальних походов для уничтожения половецких кочевий.
В 12 – 1-й трети 13 вв. традиция проведения К. с. сохранилась. Проводились и масштабные съезды старших князей (1115, 1135, 1145, 1150, 1154, 1155, 1159, 1170, 1195, 1203, 1223), и встречи представителей отд. князей, княжеских кланов и коалиций (1142, 1147, 1158, 1159, 1194, 1206, 1207, 1216/17).
Помимо собственно К. с., рус. князья регулярно проводили съезды совм. с половецкими ханами (каждой весной и при смене киевского князя). Впервые в «Повести временных лет» подобный съезд упоминается в 1054/55, когда мир заключили переяславский кн. Всеволод Ярославич и половецкий хан Болуш.
После монголо-татарского нашествия К. с. проводились в Сев.-Вост. Руси вплоть до нач. 15 в. В историографии они изучены недостаточно, отсутствует их полный перечень, не проведена реконструкция процедуры. На них в качестве полноправных участников присутствовали не только князья-Рюриковичи, но и представители боярства, церковные иерархи, татарские послы (нередко контролировали организацию и ход К. с. от имени ханов Золотой Орды) и др. А. Н. Насонов отметил типологич. близость К. с. этого времени и монг. курултаев. Представительные К. с. прошли в 1296 во Владимире, в 1300/01 в Дмитрове, в 1340 в Москве; в нояб. 1374 в Переяславле, в марте 1375 (на них вырабатывалась общая позиция рус. князей по отношению к Мамаю). Одним из последних зафиксированных в летописях К. с. стал съезд 1.11.1380 после Куликовской битвы 1380.
Институт К. с., наряду со схожими польск. институтами, стал прообразом аристократич. сеймов в Вел. кн-ве Литовском. Традиция совместно решать важнейшие внутри- и внешнеполитич. вопросы воплотилась в деятельности совещат. органов – Боярской думы, а позднее – Земских соборов и др.