ИННОКЕ́НТИЙ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИННОКЕ́НТИЙ (фам. – Гизель, Кгизель) [ок. 1600, Кёнигсберг, Пруссия, ныне Калининград – 18(28).11.1683, Киев], историк, писатель, политич. и церковный деятель Речи Посполитой и Рус. гос-ва. Из протестантской семьи. В юности переселился в Киев, перешёл в православие и принял монашество. Окончил Киево-Могилянский коллегиум (1642). По рекомендации митр. Киевского Петра Могилы учился в европ. странах, а затем изучал богословие, историю и юриспруденцию в Львовской коллегии. По возвращении назначен Петром Могилой учителем и проповедником Киево-Могилянского коллегиума, читал курс философии. Игумен Дятловецкого (1645–48), Киево-Братского (1648–50), Кирилловского (1650–52), Киево-Никольского (1652–56) монастырей. В 1647 Пётр Могила завещал И. свой титул «благодетеля и попечителя киевских школ» и поручил надзор за Киево-Могилянским коллегиумом; в 1648–56 И. был его ректором. В 1656–83 И. – архим. Киево-Печерской лавры. В 1657, после смерти митр. Киевского Сильвестра (Коссова), один из претендентов на митрополичий престол.
Выступал за укрепление рус.-укр. связей, при этом активно отстаивал интересы Киевской митрополии от притязаний моск. патриархов. В 1654 встречался с царём Алексеем Михайловичем в Смоленске, где в связи с решением Переяславской рады 1654 об объединении Украины с Россией просил подтвердить права и привилегии укр. монастырей и архиерейских домов, ходатайствовал о сохранении подчинения укр. Церкви патриарху Константинопольскому. В 1669 в письме к Алексею Михайловичу И. протестовал против вмешательства моск. воевод в церковные дела.
С именем И. связан особый этап редактирования Киево-Печерского патерика. Печатное издание Патерика 1661, осуществлённое И., является компиляцией, составленной на основе текстов Печерского патерикового свода. Материал патериковых рассказов разделён им на три авторских цикла – сочинения Нестора, Поликарпа, Симона, дополнен житиями и рядом новых статей; книга содержит «Посвящение» и «Предисловие к читателю», именной и предметный указатели. В тексте Патерика усилено риторич. начало. Редакция Патерика И. развивала традиции польск. печатного «Патерикона» (1635) и рукописной редакции Иосифа Тризны – установку на биографич. принцип изложения материала. Редакция Патерика 1661 имела широкое бытование и легла в основу последующих изданий памятника. И. редактировал сочинения Лазаря (Барановича), содействовал публикации книг Антония (Радивиловского), Иоанникия (Галятовского) и др. В 1669 опубликовал кн. «Мир человеку с Богом», в которой дал перечень греховных деяний, обстоятельств, извиняющих грех, высказал суждение о покаянии и роли духовника. В 1671 издал на польск. яз. трактат «Об истинной вере», полемизируя с книгой иезуита П. Боймы «Старая вера». По воспоминаниям Димитрия Ростовского, И. был известен как проповедник, но тексты его «поучений» и «слов» не сохранились.
И. участвовал в составлении «Синопсиса» – первого отеч. печатного историч. произведения (первое известное издание – 1674, однако имеются указания на существование изданий 1670 и 1672). Эта работа представляет собой переделку хроники игумена Михайловского Златоверхого мон. Феодосия (Сафоновича), написанной под воздействием польск. историч. сочинений. В «Синопсисе», выдержавшем на протяжении 17–19 вв. ок. 30 изданий, освещались события, связанные с историей Юж. и Юго-Зап. Руси, а из остальной вост.-европ. истории упоминались лишь события, имевшие непосредств. отношение к Украине. В 17 в. «Синопсис» переведён на греч. и лат. языки.