Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«АСКО́ЛЬД»

«АСКО́ЛЬД», 1) вин­то­вой фре­гат рос. фло­та. По­стро­ен в С.-Пе­тер­бур­ге на вер­фи Но­во­го Ад­ми­рал­тей­ст­ва (пер­во­на­чаль­но на­зы­вал­ся «Ма­рия»). Спу­щен на во­ду в 1854. Во­до­из­ме­ще­ние 2834 т. Во­ору­же­ние – 45 ору­дий. Эки­паж 483 чел. В 1857–60 под ко­ман­дой И. С. Ун­ков­ско­го со­вер­шил пла­ва­ние на Даль­ний Вос­ток.

2) Вин­то­вой кор­вет рос. фло­та. По­стро­ен на Ох­тин­ской вер­фи в С.-Пе­тер­бур­ге. Всту­пил в строй в 1863. Во­до­из­ме­ще­ние 2156 т. Ско­рость хо­да 11 уз­лов (20,4 км/ч). Воо­ру­же­ние – 17 ору­дий. Эки­паж 340 чел. В 1872–76 со­вер­шил кру­го­свет­ное пла­ва­ние.

Крейсер 1-го ранга «Аскольд».

3) Рос. бро­не­па­луб­ный крей­сер 1-го ран­га. По­стро­ен в 1898–1901 в г. Киль на вер­фи «Гер­ма­ния», всту­пил в строй в 1902, зачис­лен в со­став Балт. фло­та. Во­до­из­ме­ще­ние 6000 т. Ско­рость хо­да 23 уз­ла (42,6 км/ч). Макс. мощ­ность ме­ха­низ­мов 23,5 тыс. л. с. (св. 17 тыс. кВт). Во­ору­же­ние – 152-мм (12), 75-мм (12), 47-мм (8), 37-мм (2) ору­дия, 6 тор­пед­ных ап­па­ра­тов и др. Бро­ни­ро­ва­ние: па­лу­ба 40–75 мм, бое­вая руб­ка 150 мм. Эки­паж 580 чел. (1902). В бою 27.1(9.2).1904 совм. с крей­се­ра­ми «Но­вик» и «Ба­ян» ата­ко­вал япон. бро­не­нос­цы, вы­иг­рав вре­мя для пе­ре­строе­ния рос. эс­кад­ры. В хо­де Порт-Ар­ту­ра обо­ро­ны 1904–05 нёс раз­ве­ды­ва­тель­ную, сто­ро­же­вую и ох­ран­ную служ­бу, об­стре­ли­вал по­зи­ции япон. ар­мии, ко­ман­да ко­раб­ля уча­ст­во­ва­ла в со­ору­же­нии бе­ре­го­вых ба­та­рей. 28.7(10.8).1905 в бою с япон. фло­том в Жёл­том мо­ре «А.» по­сле по­вре­ж­де­ния флаг­ман­ско­го бро­не­нос­ца «Це­са­ре­вич» совм. с крей­се­ром «Но­вик» ушёл в от­кры­тое мо­ре, про­рвав­шись че­рез строй крей­се­ров и ми­но­нос­цев про­тив­ни­ка. 30.7(12.8).1905 при­был в Шан­хай, ра­зо­ру­жён во из­бе­жа­ние ди­пло­ма­тич. ос­лож­не­ний с Ки­та­ем. С 1906 в со­ста­ве Си­бир­ской фло­ти­лии. В Пер­вую ми­ро­вую вой­ну 1914–18 вёл по­иск нем. крей­се­ров в Ти­хом ок., уча­ст­во­вал в Дар­да­нелль­ской опе­ра­ции 1915–16. В дек. 1916 за­чис­лен в со­став фло­ти­лии Се­вер­но­го Ле­до­ви­то­го ок. В ию­ле 1918 за­хва­чен анг­ли­ча­на­ми, в 1919 уве­дён в Гре­лох (Шот­лан­дия). В 1921 воз­вра­щён сов. пра­ви­тель­ст­ву (вы­пла­ти­ло толь­ко ком­пен­са­цию за со­дер­жа­ние ко­раб­ля), про­дан на слом, ра­зо­бран на ме­талл в Гам­бур­ге.

Лит.: Кре­сть­я­ни­нов В. Я., Мо­лод­цов С. В. Крей­сер «Ас­кольд». СПб., 1996.

Вернуться к началу