«НОВИ́К»
-
Рубрика: Военное дело
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«НОВИ́К», наименование ряда кораблей рос. ВМФ. 1) Парусно-паровой корвет, один из первых винтовых кораблей. Построен на Охтинской верфи в С.-Петербурге, вошёл в состав Балт. флота в июне 1856. Водоизмещение 885 т, длина 49,8 м, ширина 9,7 м, осадка 4 м, мощность энергетич. установки 200 л. с.; вооружение – 11 арт. орудий; экипаж 163 чел. В 1857–1858 «Н.» (ком. – капитан-лейт. Ф. Г. Стааль) в составе отряда кораблей перешёл вокруг Африки на Дальний Восток. Находился в составе Сибирской военной флотилии, базировался в устье р. Амур. В 1859–60 под команд. капитан-лейт. М. Я. Федоровского в эскадре контр-адм. А. А. Попова (2 корвета и клипер) через Магелланов прол. вернулся в Кронштадт. В 1861–62, совершив переход через юж. оконечность Африки, под команд. капитан-лейт. К. Г. Скрыплева вернулся на Дальний Восток. Участвовал в гидрографич. и океанографич. исследованиях Японского моря. В 1863 направлен на усиление рос. эскадры у зап. побережья Сев. Америки (см. Экспедиция русского флота в США 1863–64), где 14(26) сент. в тумане потерпел крушение у мыса Лос-Рейес севернее Сан-Франциско (экипаж спасён американцами, а корпус корабля продан на слом).
2) Бронепалубный крейсер 2 ранга эскадры Тихого ок. Построен в 1899–1901 на герм. верфи «Ф. Шихау» в Данциге (ныне Гданьск, Польша), вошёл в строй в 1902. Водоизмещение св. 3 тыс. т, длина 106 м, ширина 12,2 м, осадка 5 м, мощность энергетич. установки 13103 кВт (17800 л. с.), скорость хода 26 уз (48,1 км/ч); вооружение – 14 арт. орудий разл. калибров, 5 торпедных аппаратов; экипаж 323 чел. Являлся самым быстроходным кораблём своего класса. В 1902–03 «Н.» (капитан 2 ранга П. Ф. Гаврилов, затем капитан 2 ранга Н. О. Эссен) совершил переход из Кронштадта в Порт-Артур (ныне Люйшунь, Китай) через Суэцкий канал. Участвовал в рус.-япон. войне 1904–05, отличился в Порт-Артура обороне 1904–05. 28 июля (10 авг.) 1904 в сражении в Жёлтом м. при попытке рос. эскадры прорваться из Порт-Артура «Н.» (капитан 2 ранга М. Ф. Шульц) пробился сквозь строй япон. кораблей и, направляясь во Владивосток и обогнув Японские о-ва с востока, прибыл к о. Сахалин. В районе поста Корсаков (зал. Анива) 7(20) авг. вступил в бой с япон. крейсером «Цусима», нанёс ему тяжёлые повреждения и заставил отойти, но сам также получил разл. повреждения и израсходовал топливо. При появлении япон. крейсера «Читосе» экипаж, не имея возможности продолжать бой и не желая сдаваться, по приказу командира затопил корабль (артиллерия с «Н.» была использована для усиления береговой обороны о. Сахалин). В 1906 поднят японцами, отремонтирован и под назв. «Сутзуя» включён в состав ВМС Японии, а в 1913 сдан на слом. В память о подвиге «Н.» названы гора и пос. Новиков на о. Сахалин, остров в море Лаптевых.
3) Паротурбинный эскадренный миноносец Балт. флота (с 1926 «Яков Свердлов»), головной в серии кораблей, превосходивший по своим тактико-технич. характеристикам большинство зарубежных образцов этого класса. При проектировании «Н.» впервые применена предложенная И. Г. Бубновым продольная система набора корпуса, что придало кораблю особо высокую прочность; энергетич. установка состояла из 6 водотрубных паровых котлов с нефтяным отоплением и 3 гл. турбин. Заложен в 1910 на Путиловской верфи в С.-Петербурге, строился на пожертвования, на ходовых испытаниях «Н.» показал самую высокую для того времени скорость хода в мире – 37,3 уз (69,08 км/ч). Вошёл в строй в 1913. Водоизмещение 1260 т (с 1940 – 1801 т), длина 102,4 м, ширина 9,5 м, осадка 3,3 м, мощность энегетич. установки св. 29,4 кВт (40 тыс. л. с.; с 1940 – 42 тыс. л. с.), скорость хода 37 уз (с 1940 – 32 уз), дальность плавания 1,6 тыс. миль (с 1940 – 1,8 тыс. миль); вооружение – 4 (позднее дополнительно установлено ещё 5) арт. орудия разл. калибра, 4 пулемёта, 4 двухтрубных торпедных аппарата (позднее заменены на 3 трёхтрубных), 50 мин; экипаж 117, после модернизации 142–168 чел. Этот корабль впервые в рос. флоте имел возможность вести залповую стрельбу торпедами, был оборудован рельсами для мор. мин и кормовыми минными скатами. «Н.» участвовал в 1-й мировой войне в составе бригады крейсеров и являлся флагманом минной дивизии Балт. флота. В 1914–15 принял участие в 13 минных постановках, в т. ч. у побережья Вост. Пруссии (на них противник потерял лёгкий крейсер, 2 эсминца и сторожевой корабль). В авг. 1915 «Н.» под команд. капитана 2 ранга М. А. Беренса в арт. бою нанёс повреждения 2 новейшим герм. эсминцам, а в мае 1916 участвовал в разгроме конвоя противника в Норрчёпингской бухте. В сент. – окт. 1917 под команд. капитана 2 ранга А. К. Пилкина участвовал в Моонзундской операции 1917. В 1918–25 находился на долговрем. хранении в Петрограде (Ленинград). В 1926–29 и в 1937–40 произведён капитальный ремонт корабля, а также осуществлена его модернизация, в апр. 1940 переформирован в учебный эсминец. С началом Вел. Отеч. войны вошёл в состав эскадры Балт. флота. Участвовал в постановке минных заграждений в Финском зал. и Таллина обороне 1941. Во время перехода кораблей Балт. флота из Таллина в Кронштадт в кон. авг. 1941 эсминец (ком. – капитан 2 ранга А. М. Спиридонов) подорвался на мине в районе о. Мохни и затонул. В 1912–16 заложено 53 эсминца типа «Н.», 36 достроены и вошли в строй до 1928. В ходе 1-й мировой и Гражд. войн 21 корабль погиб, уведён за границу (см. в ст. Белый флот) или выведен из строя. К 1941 в строю насчитывалось 17 эсминцев типа «Н.», в Вел. Отеч. войну 10 из них погибли, а последний – эсминец «Валериан Куйбышев» – был выведен из состава флота в дек. 1956. В 1997 на заводе «Янтарь» (г. Калининград) для ВМФ РФ заложен сторожевой корабль «Н.» (построен не был).