Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САНЬСИНДУ́Й

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 397-398

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Комиссаров, Е. А. Гирченко
Бронзовая маска из жертвенной ямы на городище Саньсиндуй. Музей Саньсиндуй (Гуанхань, Китай). Фото Е. А. Гирченко

САНЬСИНДУ́Й, го­ро­ди­ще в верх­нем те­че­нии Янц­зы (у. Гу­ан­хань пров. Сы­чу­ань, Ки­тай) и ар­хео­ло­гич. куль­ту­ра брон­зово­го ве­ка. На­ход­ки с 1931, рас­коп­ки с 1950-х гг. (с пе­ре­ры­ва­ми). Вы­де­ля­ют 3 пе­рио­да: ок. 2500–1600 до н. э., фи­нал позд­не­не­о­ли­тич. куль­ту­ры Бао­дунь, на ос­но­ве ко­то­рой фор­ми­ру­ет­ся куль­ту­ра С.; ок. 1600–1200 до н. э., ко­гда в С. был центр го­су­дар­ст­ва «древ­не­го» Шу (см. Ба-Шу); ок. 1200–800 до н. э., пред­став­лен­ный в осн. на го­ро­ди­ще Цзинь­ша неф­ри­то­вы­ми из­де­лия­ми и др. Го­ро­ди­ще С. ок­ру­же­но рвом и сте­ной из трам­бо­ван­ной зем­ли, об­ли­цо­ван­ной сыр­цо­вым кир­пи­чом; ис­сле­до­ва­лись 18 кар­кас­но-стол­бо­вых до­мов; об­ществ. по­строй­ка (до 200 м2); в центр. час­ти – 7 жерт­вен­ных ям, мно­гие на­ход­ки обож­же­ны (воз­мож­но, «ог­нен­ные жерт­во­при­но­ше­ния», упо­ми­нае­мые в кит. ле­то­пи­сях). Сре­ди на­хо­док из брон­зы: скульп­ту­ра че­ло­ве­ка выс. 2,6 м (воз­мож­но, пра­ви­те­ля гос-ва Шу); ан­тро­по- и зоо­морф­ные го­ло­вы, ли­чи­ны (есть в зо­ло­тых мас­ках), с го­лов­ны­ми убо­ра­ми и при­чёс­ка­ми (мог­ли вен­чать ри­ту­аль­ные фи­гу­ры из гли­ны или де­ре­ва, воз­мож­но, свя­за­ны с тра­ди­ци­ей «охо­ты за го­ло­ва­ми»); ал­тарь; 2 де­ре­ва (на 9 вет­вях – по пти­це; со­от­но­си­мо с ми­фом о «лиш­них солн­цах»), ри­ту­аль­ные со­су­ды, ко­ло­коль­чи­ки, клев­цы, фи­гур­ки жи­вот­ных; 2 тра­пе­цие­вид­ные до­щеч­ки с ин­кру­ста­ци­ей би­рю­зой (ана­ло­гии – в Эр­ли­тоу). Из неф­ри­та: до­ло­та, но­жи, ски­пет­ры, пло­ские дис­ки, коль­ца и по­лу­коль­ца, бо­лее 50 ци­лин­д­рич. на­вер­ший (цун), аналогии – в Лян­чжу. Пред­став­лен­ные на скульп­ту­рах ан­тро­по­ло­гич. ха­рак­те­ри­сти­ки, вы­со­кая шап­ка, ха­лат с V-об­раз­ным вы­ре­зом, уко­рочен­ные шта­ны, на­ру­кав­ни­ки и т. п., во­ло­сы, со­б­ран­ные в пу­чок, со­от­но­си­мы с тра­ди­ция­ми пред­ков на­ро­да йи. Куль­ту­ра С. со­еди­ня­ла на ме­ст­ной ос­но­ве сино-ти­бе­то-бир­ман­ские и при­мор­ские (ау­ст­ри­че­ские) ком­по­нен­ты. С. пе­ре­рас­та­ет в куль­ту­ру Ши­эр­цяо, но­си­те­ли ко­то­рой соз­да­ли «ис­то­ри­че­ские» цар­ст­ва Шу.

Лит.: Чэнь Дэ­ань, Вэй Сю­эфэн, Ли Вэй­ган. Сань­син­дуй: Чанц­зян шанъю вэнь­мин чжун­синь тань­со. Чэн­ду, 1998; Крав­цо­ва М. Е. Ми­ро­вая ху­до­же­ст­вен­ная куль­ту­ра: Ис­то­рия ис­кус­ст­ва Ки­тая. СПб., 2004; Сань­син­дуй янь­цзю. Чэн­ду; Пе­кин, 2006–2007. Т. 1–2; Ко­мис­са­ров С. А., Гир­чен­ко Е. А. Сань­син­дуй: Зем­ля брон­зо­вых ис­по­ли­нов // Вест­ник Но­во­си­бир­ско­го го­су­дар­ст­вен­но­го уни­вер­си­те­та. Сер. Ис­то­рия, фи­ло­ло­гия. 2012. Т. 11. Вып. 7.

Вернуться к началу