СА́КО-МАССАГЕ́ТСКОГО КРУ́ГА КУЛЬТУ́РЫ
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СА́КО-МАССАГЕ́ТСКОГО КРУ́ГА КУЛЬТУ́РЫ, археологич. памятники Ср. Азии и Казахстана, соотносимые со скотоводами 8/7–3 вв. до н. э. «скифо-сибирского мира». Отождествляют гл. обр. с массагетами, саками и близким им народами. Показательны «скифо-сибирское» оружие и упряжь, варианты скифо-сибирского звериного стиля, лепная керамика, курганные могильники. Фиксируются следы культов, связанных с огнём. Известны петроглифы.
Памятники С.-м. к. к. Семиречья и Тянь-Шаня делятся на т. н. раннесакские (8–6 вв.) и сакские (5–3 вв.), ряд локальных групп. На раннесакских могильниках Каргалы (ок. 50 км к западу от Алма-Аты), Биже (ок. 40 км к юго-западу от Талды-Кургана) и др. зафиксированы вытянутые трупоположения в каменных ящиках и ямах, на Караша 2 (Алатау) – в ямах с подбоями, закрытыми каменными плитами. Сакский период лучше всего изучен в Семиречье, в т. ч. памятники, связанные с «царскими» курганами, Иссык, Бесшатыр. На высокогорных долинах Тянь-Шаня преобладают вытянутые трупоположения в ямах, скорченные на боку. Известны «жертвенно-поминальные» клады, включающие «жертвенные столики» со скульптурами животных, курильницы-алтари, котлы, оружие и др.; святилища, напр. ограды из менгиров и валунов в Бесшатыре; «столик» с ножками в виде женских фигур, котлы, следы долговременного костра в Чильпеке к юго-востоку от оз. Иссык-Куль.
В котловине Кетмень-Тюбе и долине р. Карасу выделяют джаларыкскую культуру (вытянутые головой в осн. на запад трупоположения в ямах, перекрытых брёвнами), в Алайской котловине сосуществуют трупоположения в ямах и в каменных ящиках. В Фергане, наряду с памятниками осн. земледельч. населения, выделяют курганы С.-м. к. к. В Ташкентском оазисе и прилегающих районах Казахстана известны лишь единичные памятники, соотносимые с культурами сако-массагетского круга.
На могильниках Памира 8–3 вв. зафиксированы скорченные на боку трупоположения в ямах под каменной насыпью или выкладкой, иногда с кромлехом. Среди находок – бронзовые котелки, клевцы. Отмечается сходство как с С.-м. к. к., так и с памятниками востока Центр. Азии, Тувы.
Опорными памятниками в изучении С.-м. к. к. Юж. и Юго-Вост. Приаралья являются Сакар-Чага, Юж. Тагискен, Уйгарак (трупоположения в яме или на древнем горизонте, трупосожжения). Близ древнего русла Узбоя открыты многократные трупоположения в наземных каменных склепах, сложные культовые комплексы, где горел огонь (напр., Дордуль), соотносимые с группой массагетов. Уникальны комплексы Байте на Устюрте.
Степи Центр. Казахстана занимала тасмолинская культура. Более вост. памятники, в т. ч. Чиликты, связаны с культурами Алтая и Семиречья.