Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПО́РИСТАЯ КЕРА́МИКА

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 164

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Б. Цетлин, А. В. Энговатова
Излом фрагмента пористой керамики с примесью соломы. Культура Сотто. Месопотамия, 6-е тыс. до н. э. Фото Ю. Б. Цетлина

ПО́РИСТАЯ КЕРА́МИКА, ке­ра­мич. по­су­да с по­ра­ми на по­верх­но­сти и в из­ло­ме, об­ра­зо­вав­ши­ми­ся из-за вы­го­ра­ния при­ме­сей при об­жи­ге со­су­да или под воз­дей­ст­ви­ем хи­мич. про­цес­сов в поч­ве. Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние П. к. в не­оли­те свя­за­но с ис­поль­зо­ва­ни­ем в ка­че­ст­ве ис­ход­но­го сы­рья реч­ных и озёр­ных илов, бо­га­тых вод­ной рас­тит. ор­га­ни­кой и ра­ко­ви­на­ми мол­лю­сков. При пе­ре­хо­де к при­ме­не­нию в ка­че­ст­ве сы­рья глин в ря­де куль­тур (напр., в Вост. Ев­ро­пе – бу­го-дне­ст­ров­ская куль­ту­ра, часть днеп­ро-до­нец­кой куль­тур­ной общ­но­сти, ма­риу­поль­ская куль­тур­но-ис­то­ри­че­ская об­ласть, во­ло­сов­ская куль­ту­ра и др.) П. к. со­хра­ня­ет­ся из-за до­бав­ле­ния в фор­мо­воч­ную мас­су по­мё­та и пу­ха птиц, дроб­лё­ной ра­ко­ви­ны (ими­ти­ро­ва­ли со­ста­вы, ра­нее брав­шие­ся го­то­вы­ми), а с рас­про­стра­не­ни­ем зем­ле­де­лия и жи­вот­но­вод­ст­ва – от­хо­дов мо­лоть­бы, на­во­за и т. п. при­ме­сей, напр. ке­ра­ми­ка не­оли­та Ближ­не­го и Ср. Вос­то­ка (куль­ту­ры Сот­то, Хас­су­на и др.), Ср. Азии (Джей­тун, На­маз­га I и др.), Юго-Вост. Ев­ро­пы (ли­ней­но-лен­точ­ной ке­ра­ми­ки куль­ту­ра и др.), Сев.-Вост. Аф­ри­ки (напр., в Ну­бии) и др. По ме­ре ос­вое­ния вы­со­ких тем­пе­ра­тур об­жи­га ке­ра­ми­ки про­ис­хо­дил пе­ре­ход к ис­поль­зо­ва­нию фор­мо­воч­ных масс с ми­нер. при­ме­ся­ми, но П. к. из­вест­на в не­ко­то­рых ло­каль­ных тра­ди­ци­ях и в ка­че­ст­ве со­су­дов спец. на­зна­че­ния, напр. ке­ра­ми­ка с до­бав­ка­ми от­хо­дов об­ра­бот­ки зер­на, мя­ки­ны, со­ло­мы для со­хра­не­ния хо­лод­ной во­ды в жар­ком кли­ма­те (напр., в Ср. Азии в 20 в.).

Тер­мин «куль­ту­ра П. к.» упот­реб­лял­ся для не­оли­тич. куль­тур Вост. При­бал­ти­ки. Ны­не для них ис­поль­зу­ют назв. «па­мят­ни­ки позд­не­нарв­ской тра­ди­ции» (про­дол­жаю­щие тра­ди­ции нарв­ской куль­ту­ры), «па­мят­ни­ки ти­па Пие­сти­ня» (для тер­ри­то­рии Лат­вии и Сев.-Вост. Лит­вы) и др.

Лит.: Пе­ще­ре­ва Е. М. Гон­чар­ное про­из­вод­ст­во Сред­ней Азии. М.; Л., 1959; Nordström H. A. Cultural ecology and ceramic technolo­gy: Early Nubian cultures from the V and the IV millennia BC. Stockh., 1972; Skibo J. M., Schiffer M. B., Reid K. C. Organic-tempered pottery: An experimental study // American An­tiquity. 1989. Vol. 54. № 1; Боб­рин­ский А. А., Ва­силь­е­ва И. Н. О не­ко­то­рых осо­бен­но­стях пла­сти­че­ско­го сы­рья в ис­то­рии гон­чар­ст­ва // Про­бле­мы древ­ней ис­то­рии Се­вер­но­го При­кас­пия. Са­ма­ра, 1998; Ак­ту­аль­ные про­бле­мы изу­че­ния древ­не­го гон­чар­ст­ва. Са­ма­ра, 1999.

Вернуться к началу