Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МИХА́ЙЛОВСКОЕ ПОСЕЛЕ́НИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 499

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Кузьминых

МИХА́ЙЛОВСКОЕ ПОСЕЛЕ́НИЕ, мно­го­слой­ное по­се­ле­ние эпо­хи ран­не­го ме­тал­ла (2-я пол. 4-го – 3-я четв. 3-го тыс. до н. э.) на трёх хол­мах у р. Под­пиль­ная (пра­вый при­ток Днеп­ра), близ с. Ми­хай­лов­ка Но­во­во­рон­цов­ско­го р-на Хер­сон­ской обл. (Ук­раи­на). Ис­сле­до­ва­лось в 1952–55, 1960–63 Е. Ф. Ла­го­дов­ской и О. Г. Ша­пош­ни­ко­вой. Вы­де­ле­но 3 слоя об­щей мощ­но­стью до 2,4 м (1-й – ниж­не­ми­хай­лов­ской куль­ту­ры; 2-й и 3-й – ран­них и позд­них групп ям­ной куль­ту­ры) с не­сколь­ки­ми стро­ит. го­ри­зон­та­ми в ка­ж­дом.

Михайловское поселение. Керамические сосуды (1–6) и курильница (7).1, 2 – из слоя 1; 3, 4 – из слоя 2; 5–7 – из слоя 3 (по Г. Ф. Коробковой и О. Г. Шапошниковой).

М. п. 1 (2-я пол. 4-го тыс. до н. э.) – зем­лян­ки и по­лу­зем­лян­ки, имею­щие гли­но­бит­ный или ка­мен­ный очаг в цен­тре. Тол­щи­на слоя (0,15–0,2 м) сви­де­тель­ст­ву­ет о не­дол­го­вре­мен­но­сти су­ще­ст­во­ва­ния по­сёл­ка. Для ке­ра­ми­ки ха­рак­тер­ны плос­ко­дон­ные чер­но­ло­щё­ные горш­ки, ча­ши с вы­со­кой гор­ло­ви­ной, ша­ро­вид­ные «ам­фо­ры»; ук­ра­ше­ны от­пе­чат­ка­ми шну­ра и зуб­ча­то­го штам­па. Мн. ору­дия (ка­мен­ные или кос­тя­ные скреб­ки, но­жи, тёс­ла, свёр­ла, ши­лья, про­кол­ки, ке­ра­мич. скреб­ки) пред­на­зна­ча­лись для об­ра­бот­ки шкур, вы­дел­ки и рас­кроя кож, пря­де­ния шер­сти, тка­че­ст­ва. В ос­но­ве хо­зяй­ст­ва – жи­вот­но­вод­ст­во (в осн. мел­кий ро­га­тый скот). По ниж­не­му слою М. п. на­зва­на ниж­не­ми­хай­лов­ская куль­ту­ра, рас­про­стра­нён­ная в сте­пях к за­па­ду от Днеп­ра. Она воз­ник­ла в ре­зуль­та­те кон­так­тов ме­ст­ных групп сред­не­сто­гов­ской куль­ту­ры и бо­лее за­пад­ных – позд­них ло­каль­ных ва­ри­ан­тов три­поль­ской куль­ту­ры (Уса­то­во, Ту­до­ро­во) и гу­мель­ниц­кой куль­ту­ры (Бол­град, Ал­день). За­мет­ны её свя­зи с май­коп­ской куль­ту­рой и ке­ми-обин­ской куль­ту­рой. Эта куль­ту­ра ста­ла ком­по­нен­том в сло­же­нии ло­каль­ных ва­ри­ан­тов ям­ной куль­ту­ры в сте­пях к за­па­ду от Днеп­ра.

М. п. 2 (кон. 4-го – нач. 3-го тыс. до н. э.) – об­шир­нее и дол­го­вре­мен­нее (слой мощ­но­стью 0,5–0,6 м). Зем­лян­ки и по­лу­зем­лян­ки с оча­га­ми тех же ти­пов и ку­поль­ны­ми гли­но­бит­ны­ми пе­ча­ми; на­зем­ные до­ма, сло­жен­ные в ниж­ней час­ти из кам­ня. Ке­ра­ми­ка – ост­ро­дон­ные и плос­ко­дон­ные со­су­ды с пря­мым вен­чи­ком, плав­но пе­ре­хо­дя­щим в ту­ло­во; тес­то с при­ме­сью ра­ко­ви­ны, ре­же из­вест­ня­ка, что по­ка­за­тель­но для ям­ной куль­ту­ры; по вен­чи­ку и пле­чи­кам – бо­га­тый шну­ро­вой и гре­бен­ча­тый ор­на­мент, ря­ды круг­лых и оваль­ных «жем­чу­жин» по вен­чи­ку. Сре­ди ору­дий – ка­мен­ные то­по­ры-мо­ло­ты, рас­ти­раль­ни­ки, ме­та­тель­ные кам­ни; мед­ные ши­лья и др. В ста­де пре­об­ла­дал круп­ный ро­га­тый скот, зер­но по­сту­па­ло из об­лас­ти три­поль­ской куль­ту­ры. Ре­кон­ст­руи­ру­ют­ся мас­тер­ские – ко­же­вен­ные и по из­го­тов­ле­нию мел­ких ору­дий, пла­стин-за­го­то­вок, ук­ра­ше­ний из ме­ди.

М. п. 3 (2–3-я четв. 3-го тыс. до н. э.) су­ще­ст­вен­но рас­ши­ри­лось (до 1,5 га), поя­ви­лись ка­мен­ные сте­ны, рвы. На­ря­ду с по­лу­зем­лян­ка­ми бы­то­ва­ли од­но- и трёхкамерные по­строй­ки с ка­мен­ны­ми ос­но­ва­ния­ми и гли­но­бит­ны­ми сте­на­ми, в т. ч. мас­тер­ские (ме­тал­ло­об­ра­бот­ка, ко­же­вен­ное и кос­то­рез­ное де­ло, де­ре­во­об­ра­бот­ка и др.). В ке­ра­мич. ком­плек­се поя­ви­лись горш­ки с руч­ка­ми, мис­ки и ча­ши на 3–4 нож­ках, ри­ту­аль­ная по­су­да (ми­ниа­тюр­ные ча­ши, ку­риль­ни­цы); шну­ро­вой и гре­бен­ча­тый де­кор – на верх­них час­тях (ред­ко по всей внеш­ней по­верх­но­сти) со­су­дов, но в осн. по­су­да не ор­на­мен­ти­ро­ва­на. В верх­нем го­ри­зон­те М. п. 3 есть на­ход­ки ке­ра­ми­ки ка­та­комб­ной куль­ту­ры. За­мет­но воз­рос­ло ко­ли­че­ст­во мед­ных из­де­лий (ши­лья, но­жи, до­ло­та и др.), ме­талл ко­то­рых свя­зан с Кав­ка­зом. Вы­рос­ло по­го­ло­вье ско­та, иг­рав­ше­го важ­ную роль в об­ме­не (на зер­но и ме­талл) с жи­те­ля­ми бо­лее за­пад­ных зем­ле­дельч. ре­гио­нов и Сев. Кав­ка­за. Поя­ви­лось зем­ле­де­лие (от­пе­чат­ки зё­рен на ке­ра­ми­ке, жат­вен­ные ору­дия и др.), но оно име­ло под­соб­ную роль.

От­кры­тие на юге Вост. Ев­ро­пы ста­цио­нар­ных дол­го­врем. по­сёл­ков ти­па М. п. 1–3 по­зво­ли­ло вы­явить куль­тур­но-эко­но­мич. свя­зи ми­ров степ­но­го по­движ­но­го и осед­ло-зем­ле­дельч. на­се­ле­ния, из­ме­нить пред­став­ле­ние о со­ци­аль­но-эко­но­мич. уров­не и струк­ту­ре куль­тур ре­гио­на в эпо­ху ран­не­го ме­тал­ла.

Лит.: Ла­го­довсь­ка О. Ф., Ша­пош­ни­ко­ва ОГ., Ма­ка­ре­вич М. Л. Михайлiвське по­се­лен­ня. Київ, 1962; Ар­хео­ло­гия Ук­ра­ин­ской ССР. К., 1985. Т. 1; Ко­роб­ко­ва Г. Ф., Ша­пош­ни­ко­ва О. Г. По­се­ле­ние Ми­хай­лов­ка – эта­лон­ный па­мят­ник древ­не­ям­ной куль­ту­ры. СПб., 2005; Ко­то­ва Н. С. Ран­ний эне­о­лит степ­но­го По­днеп­ро­вья и При­азо­вья. Лу­ганск, 2006; Ко­роб­ко­ва Г. Ф., Ры­син МБ., Ша­пош­ни­ко­ва О. Г. Про­бле­мы изу­че­ния древ­не­ям­ной куль­тур­ной общ­но­сти в све­те ис­сле­до­ва­ния Ми­хай­лов­ско­го по­се­ле­ния // Stratum plus. 2005–2009. 2009. № 2.

Вернуться к началу