МИХА́ЙЛОВСКОЕ ПОСЕЛЕ́НИЕ
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИХА́ЙЛОВСКОЕ ПОСЕЛЕ́НИЕ, многослойное поселение эпохи раннего металла (2-я пол. 4-го – 3-я четв. 3-го тыс. до н. э.) на трёх холмах у р. Подпильная (правый приток Днепра), близ с. Михайловка Нововоронцовского р-на Херсонской обл. (Украина). Исследовалось в 1952–55, 1960–63 Е. Ф. Лагодовской и О. Г. Шапошниковой. Выделено 3 слоя общей мощностью до 2,4 м (1-й – нижнемихайловской культуры; 2-й и 3-й – ранних и поздних групп ямной культуры) с несколькими строит. горизонтами в каждом.
М. п. 1 (2-я пол. 4-го тыс. до н. э.) – землянки и полуземлянки, имеющие глинобитный или каменный очаг в центре. Толщина слоя (0,15–0,2 м) свидетельствует о недолговременности существования посёлка. Для керамики характерны плоскодонные чернолощёные горшки, чаши с высокой горловиной, шаровидные «амфоры»; украшены отпечатками шнура и зубчатого штампа. Мн. орудия (каменные или костяные скребки, ножи, тёсла, свёрла, шилья, проколки, керамич. скребки) предназначались для обработки шкур, выделки и раскроя кож, прядения шерсти, ткачества. В основе хозяйства – животноводство (в осн. мелкий рогатый скот). По нижнему слою М. п. названа нижнемихайловская культура, распространённая в степях к западу от Днепра. Она возникла в результате контактов местных групп среднестоговской культуры и более западных – поздних локальных вариантов трипольской культуры (Усатово, Тудорово) и гумельницкой культуры (Болград, Алдень). Заметны её связи с майкопской культурой и кеми-обинской культурой. Эта культура стала компонентом в сложении локальных вариантов ямной культуры в степях к западу от Днепра.
М. п. 2 (кон. 4-го – нач. 3-го тыс. до н. э.) – обширнее и долговременнее (слой мощностью 0,5–0,6 м). Землянки и полуземлянки с очагами тех же типов и купольными глинобитными печами; наземные дома, сложенные в нижней части из камня. Керамика – остродонные и плоскодонные сосуды с прямым венчиком, плавно переходящим в тулово; тесто с примесью раковины, реже известняка, что показательно для ямной культуры; по венчику и плечикам – богатый шнуровой и гребенчатый орнамент, ряды круглых и овальных «жемчужин» по венчику. Среди орудий – каменные топоры-молоты, растиральники, метательные камни; медные шилья и др. В стаде преобладал крупный рогатый скот, зерно поступало из области трипольской культуры. Реконструируются мастерские – кожевенные и по изготовлению мелких орудий, пластин-заготовок, украшений из меди.
М. п. 3 (2–3-я четв. 3-го тыс. до н. э.) существенно расширилось (до 1,5 га), появились каменные стены, рвы. Наряду с полуземлянками бытовали одно- и трёхкамерные постройки с каменными основаниями и глинобитными стенами, в т. ч. мастерские (металлообработка, кожевенное и косторезное дело, деревообработка и др.). В керамич. комплексе появились горшки с ручками, миски и чаши на 3–4 ножках, ритуальная посуда (миниатюрные чаши, курильницы); шнуровой и гребенчатый декор – на верхних частях (редко по всей внешней поверхности) сосудов, но в осн. посуда не орнаментирована. В верхнем горизонте М. п. 3 есть находки керамики катакомбной культуры. Заметно возросло количество медных изделий (шилья, ножи, долота и др.), металл которых связан с Кавказом. Выросло поголовье скота, игравшего важную роль в обмене (на зерно и металл) с жителями более западных земледельч. регионов и Сев. Кавказа. Появилось земледелие (отпечатки зёрен на керамике, жатвенные орудия и др.), но оно имело подсобную роль.
Открытие на юге Вост. Европы стационарных долговрем. посёлков типа М. п. 1–3 позволило выявить культурно-экономич. связи миров степного подвижного и оседло-земледельч. населения, изменить представление о социально-экономич. уровне и структуре культур региона в эпоху раннего металла.