Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛИ ЦЗЕ

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 689

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Комиссаров
Ли Цзе. Бронзовый барельеф. 20 в. Музей древней архитектуры (Пекин).

ЛИ ЦЗЕ (др. на­пи­са­ние, ве­ро­ят­но, Ли Чэн; вто­рое имя Ли Мин­чжун) (1035 или ме­ж­ду 1060 и 1065, г. Синь­чжэн, ны­не пров. Хэ­нань – 1110, г. Лин­бао, ны­не пров. Хэ­нань), кит. учё­ный и гос. дея­тель при ди­на­стии Сун. Воз­глав­ляя гос. строит. ин­спек­цию, ру­ко­во­дил ра­бо­тами и ин­спек­ти­ро­вал строй­ки осн. объ­ек­тов. Соз­дал пер­вый в ми­ре сб-к стро­ит. нор­ма­ти­вов и пра­вил «Инц­зао фа­ши» («Ус­та­нов­ле­ния при про­ве­де­нии строи­тель­ных ра­бот») в 34 гла­вах, с под­роб­ны­ми ри­сун­ка­ми и чер­те­жа­ми, для че­го бы­ли ис­поль­зо­ва­ны «Му цзин» («Ка­нон о плот­ниц­ком ис­кус­ст­ве») Юй Хао (2-я пол. 10 в.) и др. про­из­ве­де­ния, прак­тич. раз­ра­бот­ки сун­ских ре­мес­лен­ни­ков. В нём Ли Ц. раз­ра­бо­тал мо­дуль­ную сис­те­му де­рев. кон­ст­рук­ций для разл. ти­пов зда­ний; опи­сал 3555 кон­ст­рук­тив­ных бло­ков и их эле­мен­тов, со­ста­вы рас­тво­ров, сы­рья для из­го­тов­ле­ния кир­пи­чей и гла­зу­ров. че­ре­пи­цы. В текст во­шли дей­ст­вую­щие за­ко­ны и уло­же­ния, свя­зан­ные со строи­тель­ст­вом; сло­варь тех­нич. тер­ми­нов. Впер­вые бы­ли ус­та­нов­ле­ны гос. стан­дар­ты для осн. ти­пов по­стро­ек (по раз­ме­рам), про­ве­де­ны рас­чё­ты стои­мо­сти ма­те­риа­лов (с учё­том транс­пор­ти­ров­ки), оп­ла­ты тру­да (с учё­том уров­ня ква­ли­фи­ка­ции) для стан­дарт­ных ра­бот. Сбор­ник был на­пе­ча­тан в 1103 по осо­бо­му имп. ука­зу; это по­зво­ля­ло бо­роть­ся со зло­упот­реб­ле­ния­ми и каз­но­крад­ст­вом. Не­смот­ря на инерт­ность сло­жив­ших­ся ме­то­дов строи­тель­ст­ва и со­про­тив­ле­ние чи­нов­ни­ков, ме­то­ди­ки Ли Ц. по­сте­пен­но вне­дря­лись в прак­ти­ку. «Ус­та­нов­ле­ния …» пе­ре­из­да­ва­лись в 1145 и – не­од­но­крат­но – при по­сле­дую­щих ди­на­сти­ях Юань и Мин. В 1733 на их ос­но­ве на­писан «Гун­бу гун­чэн цзо­фа» («Ин­же­нер­ный трак­тат для управ­ле­ния ра­бот»), став­ший нор­ма­тив­ным при ди­на­стии Цин. Но­вый подъ­ём ин­те­ре­са к про­из­ве­де­нию и его ав­то­ру от­но­сит­ся к 1920–30-м гг. и кон. 20 в. и свя­зан с раз­вити­ем нац. ар­хит. школ и об­ра­ще­ни­ем к куль­тур­но­му на­сле­дию, в т. ч. в ис­сле­до­ва­ни­ях Лян Сы­чэ­на, Чэнь Мин­да (1914–1997) и др. учё­ных. Дан­ные трак­та­та ус­пеш­но ис­поль­зу­ют­ся для ре­кон­ст­рук­ции ср.-век. зда­ний, мно­гие кит. ар­хи­тек­то­ры чер­пают из не­го идеи при соз­да­нии совр. про­ек­тов. Ли Ц. был так­же из­вест­ным му­зы­кан­том, кал­ли­гра­фом, ху­дож­ни­ком, иг­ро­ком в кит. шаш­ки (лю­бо). Боль­шин­ст­во его про­из­ве­де­ний – «Про­дол­же­ние "Шань­хай­цзи­на"», «Сло­варь "Шо­вэнь" ста­рым по­чер­ком чжу­ань», «Ка­нон о ко­нях», «Трак­тат о лю­бо», «За­пис­ки о лют­не (пи­па)» и др. – ут­ра­че­ны. В 2006 моги­лу ЛиЦ. в у. Синь­чжэн вне­сли в спи­сок куль­тур­но­го на­сле­дия КНР гос. зна­че­ния.

Соч.: Инц­зао фа­ши. Пе­кин, 2006.

Лит.: Glahn E. Chinese building standards in the 12th century // Scientific American. 1981. № 244; Чэнь Мин­да. «Инц­зао фа­ши» да муц­зо чжи­ду янь­цзю. Пе­кин, 1983; Guo Qinghua. The structure of Chinese timber architecture. L., 1999; Li Shiqiao. Reconstituting Chinese buil­ding tradition: The Yingzao fashi in the early twentieth century // The Journal of the Society of Architectural Historians. 2003. Vol. 62. № 4; Пань Цзю­эси, Хэ Цзянь­чжун. «Инц­зао фа­ши» цзе­ду. Нан­кин, 2005; Ти­мо­но­ва Е. В. Ис­то­ри­че­ское зна­че­ние трак­та­та «Инц­зао фа­ши» // XXIV Ме­ж­ду­на­род­ная на­уч­ная кон­фе­рен­ция «Ис­точ­ни­ко­ве­де­ние и ис­то­рио­гра­фия стран Азии и Аф­ри­ки». СПб., 2007.

Вернуться к началу