КУШНАРЕ́НКОВСКАЯ КУЛЬТУ́РА
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУШНАРЕ́НКОВСКАЯ КУЛЬТУ́РА (кушнаренковский тип памятников; памятники с куштирякской керамикой), археологич. культура 6–9 вв. в лесостепной и сев. части степной зон Приуралья, на Юж. Урале. Концентрация «чистых» памятников К. к. в междуречье нижнего течения рек Ик и Белая; в бассейне Белой – совместно с материалами турбаслинской культуры и бахмутинской культуры, смешанные памятники и на др. территориях (до р. Ай – на востоке и р. Иж – на севере); отд. находки встречаются до Ср. Поволжья. Керамика К. к. выделена Н. А. Мажитовым и сначала рассматривалась как вариант турбаслинской. Как особая культура выделена В. Ф. Генингом в 1959, названа по раскопанному им могильнику у с. Кушнаренково (районный центр Башкирии, Россия). Позднее понимание К. к. уточнялось, хотя доныне её характер остаётся предметом дискуссии. Селища; есть данные об углублённом жилище (на Куштирякском селище), другие, вероятно, были лёгкими наземными. Курганы диаметром 6–10 м, выс. до 0,5 м; 1–3 (редко до 5) погребения в прямоугольных или овальных ямах глубиной 40–60 см от уровня погребённой почвы, единично встречены заплечики вдоль длинных стенок. Трупоположения вытянутые на спине, головой на север или запад, редко – ритуально разрушенные. Среди инвентаря – украшения, конское снаряжение, оружие; сосуды обычно располагались в изголовье, рядом с ними находят остатки пищи (кости лошади или овцы). Под насыпями или в могилах встречаются черепа и кости конечностей коня (возможно, вместе с ними помещали и шкуру животного). Характерны керамич. сосуды. В 6 в. (могильник Бирск и др.) они тщательно изготовленные, с примесью песка и органики, хорошего обжига, тонкостенные и прочные, имели цилиндрич. шейку, яйцевидное тулово, орнамент по краю венчика в виде отпечатков мелкого короткого зубчатого штампа, на шейке и плечиках – из отпечатков полулунного («гусеничек») или прямого зубчатого штампа, расположенных в неск. рядов (в т. ч. разнонаправленных), чередующихся с параллельными и перекрещивающимися линиями. В 7 в. у сосудов стенки ещё более тонкие, шейка может быть отогнутой, тулово – шаровидным, реповидным; дно часто уплощённое, орнаментированное (крест, многоконечная звезда, нанесены часто теми же штампами, что на шейке и плечиках), встречается многорядный зигзаг на плечиках, завершающий орнаментальную зону, «гусенички» и треугольники редки. В 8 в. керамика становится менее прочной, наблюдается дальнейшее упрощение орнамента. В 9 в. (Большетиганский могильник, Танкеевский могильник) сосуды имеют реповидное или шаровидное тулово, орнамент на плечиках дополняют фестоны из многорядных линий. На тулове ниже зоны орнамента ряда сосудов, особенно ранних, – маленький прочерченный крестик. Среди др. находок: железный меч в дерев. ножнах (в 9 в. – сабли), наконечники стрел, удила, трензельные кольца, в поздних комплексах – стремена; костяные накладки лука; серебряная гривна-цепь (Такталачукский могильник), серебряные и бронзовые детали ременных гарнитуров, серьги, подвески, перстни; бусы, в т. ч. сердоликовые с белой инкрустацией. Почти полное отсутствие «чистых» кушнаренковских поселений и стационарных жилищ свидетельствует о кочевом или полукочевом образе жизни, скотоводстве как основе хозяйства.
Истоки К. к. большинство исследователей связывают с Зап. Сибирью, где известна близкая керамика 2-й пол. 1-го тыс. Судя по всему, эта керамика и посуда К. к. имели общие прототипы, появившиеся в результате взаимодействия саргатской культуры и продвинувшегося с севера таёжного населения. По Н. П. Матвеевой, К. к. сформировалась в Тоболо-Иртышской лесостепи и в 3-й трети или кон. 6 в. в связи с экспансией Тюркского каганата её носители переселились на запад. Соотношение К. к. с родственной караякуповской культурой остаётся предметом дискуссии (2 одновременные или последовательные волны из Зауралья; этапы единой культуры). Большинство исследователей связывают К. к., как и караякуповскую культуру, с уграми, в т. ч. некоторые – с древними венграми, впоследствии ушедшими на Дунай. Мажитов считает, что караякуповской культуре, ранним этапом которой была К. к., принадлежала решающая роль в формировании древних башкир. Генинг относил носителей К. к. к кругу самодийских народов.