Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПРУДО́Н ПЬЕР ЖОЗЕФ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 659

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шубин

ПРУДО́Н (Proudhon) Пьер Жо­зеф (15.1.1809, Бюр­жий-ле-Мар­не, ны­не в чер­те г. Бе­зан­сон – 19.1.1865, Па­риж), франц. со­ци­аль­ный мыс­ли­тель и по­ли­тич. дея­тель. Из се­мьи кре­сть­я­ни­на. Из-за не­достат­ка средств в 1818 ос­та­вил учё­бу в кол­ле­же и уст­ро­ил­ся ти­по­граф­ским ра­бо­чим, за­тем от­крыл собств. ти­по­гра­фию. В 1837 опуб­ли­ко­вал бро­шю­ру «Опыт все­об­щей грам­ма­ти­ки» («Essai de gram­mai­re générale»). В 1838 по­лу­чил сти­пен­дию от ака­де­мии г. Бе­зан­сон для на­пи­са­ния на­уч. ра­бо­ты. Пе­ре­ехал в Па­риж, слу­шал лек­ции в Сор­бон­не. В 1841 опуб­ли­ко­вал кн. «Что та­кое соб­ст­вен­ность?» («Qu’est-ce que la propriété?», рус. пер. 1907), при­нёс­шую ему из­вест­ность. В ней под­верг кри­ти­ке ин­сти­тут соб­ст­вен­но­сти, из­ло­жил ос­но­вы сво­его со­ци­аль­но­го уче­ния, раз­ви­тые в по­сле­дую­щих ра­бо­тах. Счи­тал, что «соб­ст­вен­ность – это кра­жа», а ны­неш­ние соб­ст­вен­ни­ки – на­след­ни­ки пре­ступ­ни­ков про­шло­го, пе­ре­рас­пре­де­лив­шие в свою поль­зу об­ще­на­цио­наль­ные бо­гат­ст­ва. Вме­сте с тем не от­ри­цал идеи эко­но­мич. сво­бо­ды, но по­ла­гал, что она долж­на ос­но­вы­вать­ся на вла­де­нии ра­бот­ни­ков, их пра­ве рас­по­ря­жать­ся про­из-вом. Вы­сту­пал за соз­да­ние сис­те­мы об­ме­на про­дук­та­ми тру­да ме­ж­ду ра­бот­ни­ка­ми-вла­дель­ца­ми на ос­но­ве бес­про­цент­но­го кре­ди­та бан­ков и др. не­го­су­дарств. ор­га­ни­за­ций взаи­мо­по­мо­щи (кон­цеп­ция вза­им­но­сти, или мю­тю­элиз­ма). Са­мо­управ­ле­ние сво­бод­ных ра­бот­ни­ков, счи­тал П., долж­но быть ус­та­нов­ле­но как на про­из-ве, так и в ме­ст­ных ком­му­нах. Ком­му­ны мо­гут доб­ро­воль­но объ­е­ди­нять­ся в сою­зы и фе­де­ра­ции. Уст­рой­ст­во об­ще­ст­ва, при ко­то­ром ре­ше­ния вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся са­ми­ми тру­дя­щи­ми­ся, П. на­зы­вал анар­хи­ей или фе­де­ра­лиз­мом. В 1842 опуб­ли­ко­вал пись­мо В. Кон­си­де­ра­ну с из­ло­же­ни­ем сво­их идей, по­сле че­го был при­вле­чён к су­ду за воз­бу­ж­де­ние не­на­вис­ти к соб­ст­вен­но­сти, пра­ви­тель­ст­ву и ре­ли­гии. За­щи­щал­ся са­мо­стоя­тель­но, был оп­рав­дан. По­зна­ко­мив­шись с ос­но­ва­ми фи­ло­со­фии Г. В. Ф. Ге­ге­ля, стре­мил­ся при­ло­жить её к по­ли­тич. эко­но­мии («Сис­те­ма эко­но­ми­че­ских про­ти­во­ре­чий, или Фи­ло­со­фия ни­ще­ты», «Sys­tème des contra­dictions économiques ou Philosophie de la Misère», 1846). По­ле­ми­зи­руя с К. Мар­ксом, на­стаи­вал на том, что со­ци­аль­ные пре­об­ра­зо­ва­ния долж­ны про­во­дить­ся по­сте­пен­но и по воз­мож­но­сти без на­сильств. по­тря­се­ний. Ра­бо­та П. под­вер­глась кри­ти­ке со сто­ро­ны Мар­кса в кн. «Ни­ще­та фи­ло­со­фии» (1847). Во вре­мя Ре­во­лю­ции 1848 во Фран­ции из­да­вал ряд га­зет («Пред­ста­ви­тель на­ро­да» и др.). Вы­сту­пал за де­цен­тра­ли­за­цию гос. вла­сти и сис­те­му бес­плат­но­го кре­ди­та. В ию­не 1848 из­бран де­пу­та­том Нац. со­б­ра­ния. 31 ию­ня, по­сле раз­гро­ма вос­ста­ния па­риж­ских ра­бо­чих (23–26 ию­ня), про­из­нёс в Нар. соб­ра­нии речь с обос­но­ва­ни­ем на­ло­го­вой ре­фор­мы в ин­те­ре­сах тру­дя­щих­ся. Вы­сту­п­ле­ние бы­ло осу­ж­де­но Нар. соб­ра­ни­ем, но по­зво­ли­ло П. стать од­ним из ли­де­ров со­циа­ли­стов. В 1848 из­дал кн. «Ре­зю­ме со­ци­аль­но­го во­про­са» («Solution du problème social»), в ко­то­рой раз­вил кон­цеп­цию мю­тю­элиз­ма; ос­но­вал Нар. банк бес­про­цент­но­го кре­ди­та (пре­кра­тил су­щест­во­ва­ние в том же го­ду). В 1849 при­го­во­рён к 3 го­дам за­клю­че­ния за кри­ти­ку пре­зи­ден­та Луи На­по­ле­о­на (см. На­по­ле­он III). В тюрь­ме со­труд­ни­чал с га­зе­той сво­их по­сле­до­ва­те­лей «La Voix du Peuple», на­пи­сал кн. «Об­щая идея ре­во­лю­ции XIX ве­ка» («Idée générale de la Révolution au XIXe siècle», 1851). В 1858 за кн. «О спра­вед­ли­во­сти в ре­во­лю­ции и церк­ви» («De la justice dans la révolution et dans l’Église») при­го­во­рён к 3 го­дам за­клю­че­ния; об­ви­нял­ся в ос­корб­ле­нии Церк­ви и нрав­ст­вен­но­сти, хо­тя был ве­рую­щим хри­стиа­ни­ном. В 1858–62 в эмиг­ра­ции в Брюс­се­ле, опуб­ли­ко­вал ра­бо­ту «Вой­на и мир» («La guerre et la paix», vol. 1–2, 1861), по­свя­щён­ную ана­ли­зу прин­ци­пов ме­ж­ду­нар. от­но­ше­ний. В 1863 из­дал кн. «О фе­де­ра­тив­ном прин­ци­пе» («Du prin­cipe fédéra­tif»), в ко­то­рой до­ка­зы­вал, что фе­де­ра­лизм яв­ля­ет­ся ос­но­вой для об­нов­ле­ния де­мо­кра­тич. ре­жи­мов. В том же го­ду в ус­ло­ви­ях ли­бе­ра­ли­за­ции ре­жи­ма Вто­рой им­пе­рии вер­нул­ся во Фран­цию. В по­смерт­но из­дан­ной кн. «О по­ли­ти­че­ской спо­соб­но­сти ра­бо­чих клас­сов» («De la capacité politique des classes ouvri­ères», 1865) вы­сту­пил с иде­ей са­мо­стоя­тель­ной, не­за­ви­си­мо от бур­жуа­зии, борь­бы ра­бо­чих за свои со­ци­аль­но-по­ли­тич. ин­те­ре­сы.

В ра­бо­тах П. впер­вые в ис­то­рии фи­лос. мыс­ли пред­став­ле­на це­ло­ст­ная кон­цеп­ция анар­хиз­ма, сам он стал счи­тать­ся «от­цом анар­хиз­ма». По­сле­до­ва­те­ли П. сыг­ра­ли важ­ную роль в ста­нов­ле­нии и раз­ви­тии со­циа­ли­стич. дви­же­ния Фран­ции, Ин­тер­на­цио­на­ла 1-го, Па­риж­ской ком­му­ны 1871.

Соч.: Œuvres complètes. Nouv. éd. P., 1923–1959. Vol. 1–19; Фран­цуз­ская де­мо­кра­тия. М., 2011; По­ли­ти­че­ские про­ти­во­ре­чия: Тео­рия кон­сти­ту­ци­он­но­го дви­же­ния в XIX сто­ле­тии (во Фран­ции). М., 2011.

Лит.: Ря­бов П. В. Фи­ло­со­фия клас­си­че­ско­го анар­хиз­ма: (Про­бле­ма лич­но­сти). М., 2007; Шу­бин А. В. Со­циа­лизм: «Зо­ло­той век» тео­рии. М., 2007; Ту­ган-Ба­ра­нов­ский М. И. П. Ж. Пру­дон: Его жизнь и об­ще­ст­вен­ная дея­тель­ность. М., 2010.

Вернуться к началу