ПРУДО́Н ПЬЕР ЖОЗЕФ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРУДО́Н (Proudhon) Пьер Жозеф (15.1.1809, Бюржий-ле-Марне, ныне в черте г. Безансон – 19.1.1865, Париж), франц. социальный мыслитель и политич. деятель. Из семьи крестьянина. Из-за недостатка средств в 1818 оставил учёбу в коллеже и устроился типографским рабочим, затем открыл собств. типографию. В 1837 опубликовал брошюру «Опыт всеобщей грамматики» («Essai de grammaire générale»). В 1838 получил стипендию от академии г. Безансон для написания науч. работы. Переехал в Париж, слушал лекции в Сорбонне. В 1841 опубликовал кн. «Что такое собственность?» («Qu’est-ce que la propriété?», рус. пер. 1907), принёсшую ему известность. В ней подверг критике институт собственности, изложил основы своего социального учения, развитые в последующих работах. Считал, что «собственность – это кража», а нынешние собственники – наследники преступников прошлого, перераспределившие в свою пользу общенациональные богатства. Вместе с тем не отрицал идеи экономич. свободы, но полагал, что она должна основываться на владении работников, их праве распоряжаться произ-вом. Выступал за создание системы обмена продуктами труда между работниками-владельцами на основе беспроцентного кредита банков и др. негосударств. организаций взаимопомощи (концепция взаимности, или мютюэлизма). Самоуправление свободных работников, считал П., должно быть установлено как на произ-ве, так и в местных коммунах. Коммуны могут добровольно объединяться в союзы и федерации. Устройство общества, при котором решения вырабатываются самими трудящимися, П. называл анархией или федерализмом. В 1842 опубликовал письмо В. Консидерану с изложением своих идей, после чего был привлечён к суду за возбуждение ненависти к собственности, правительству и религии. Защищался самостоятельно, был оправдан. Познакомившись с основами философии Г. В. Ф. Гегеля, стремился приложить её к политич. экономии («Система экономических противоречий, или Философия нищеты», «Système des contradictions économiques ou Philosophie de la Misère», 1846). Полемизируя с К. Марксом, настаивал на том, что социальные преобразования должны проводиться постепенно и по возможности без насильств. потрясений. Работа П. подверглась критике со стороны Маркса в кн. «Нищета философии» (1847). Во время Революции 1848 во Франции издавал ряд газет («Представитель народа» и др.). Выступал за децентрализацию гос. власти и систему бесплатного кредита. В июне 1848 избран депутатом Нац. собрания. 31 июня, после разгрома восстания парижских рабочих (23–26 июня), произнёс в Нар. собрании речь с обоснованием налоговой реформы в интересах трудящихся. Выступление было осуждено Нар. собранием, но позволило П. стать одним из лидеров социалистов. В 1848 издал кн. «Резюме социального вопроса» («Solution du problème social»), в которой развил концепцию мютюэлизма; основал Нар. банк беспроцентного кредита (прекратил существование в том же году). В 1849 приговорён к 3 годам заключения за критику президента Луи Наполеона (см. Наполеон III). В тюрьме сотрудничал с газетой своих последователей «La Voix du Peuple», написал кн. «Общая идея революции XIX века» («Idée générale de la Révolution au XIXe siècle», 1851). В 1858 за кн. «О справедливости в революции и церкви» («De la justice dans la révolution et dans l’Église») приговорён к 3 годам заключения; обвинялся в оскорблении Церкви и нравственности, хотя был верующим христианином. В 1858–62 в эмиграции в Брюсселе, опубликовал работу «Война и мир» («La guerre et la paix», vol. 1–2, 1861), посвящённую анализу принципов междунар. отношений. В 1863 издал кн. «О федеративном принципе» («Du principe fédératif»), в которой доказывал, что федерализм является основой для обновления демократич. режимов. В том же году в условиях либерализации режима Второй империи вернулся во Францию. В посмертно изданной кн. «О политической способности рабочих классов» («De la capacité politique des classes ouvrières», 1865) выступил с идеей самостоятельной, независимо от буржуазии, борьбы рабочих за свои социально-политич. интересы.
В работах П. впервые в истории филос. мысли представлена целостная концепция анархизма, сам он стал считаться «отцом анархизма». Последователи П. сыграли важную роль в становлении и развитии социалистич. движения Франции, Интернационала 1-го, Парижской коммуны 1871.