ПОЛИ́ПТИК
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОЛИ́ПТИК, полиптих (греч. πολύπτυχος, лат. polyptychum, франц. polyptyque – состоящий из многих табличек или листков; от πολύς – многочисленный и πτυχή – створка, дощечка), опись имущества, зависимых людей и доходов преим. церковных владений, характерная для ряда государств Зап. Европы в раннее Средневековье. Формуляр и сама идея хозяйств. П. унаследованы от рим. поземельных описей, составлявшихся каждые 15 лет (индикт). Самыми ранними из сохранившихся (во фрагментах) П. являются Равеннский П. (сер. 6 в.), написанный на папирусе, и Турский П. (ок. 700), написанный на пергамене. Упоминания о составлении таких описей сохранились и в др. источниках, напр. в Вестготской правде 654 (см. Варварские правды). Новый импульс созданию П. был дан Карлом I Великим, стремившимся восстановить некоторые рим. институты и издавшим в качестве приложения к одному из своих капитуляриев образцы надлежащего описания поместья (ок. 800). Сохранилось ок. 50 П. кон. 8–10 вв.: П. франц. аббатств Сен-Жермен-де-Пре (ок. 812), Сен-Виктор-де-Марсель (813–814), Сен-Рикье (831), Сен-Реми-де-Реймс (845), итал. аббатств Санта-Джулия-ди-Брешиа (сер. 9 в.), Боббио (862, ок. 880, ок. 900), Луккской церкви (нач. 9 в.), нем. аббатств Вайсенбург (818–819), Прюм (893) и Фульда (нач. 10 в.). Гл. объектом в них, как правило, было поместье, в рамках которого описывалась как господская земля (пашни, огороды, виноградники, мельницы, постройки, мастерские и т. д.) и обслуживавшие её невольники, так и крестьянские держания. Известны также описи (лат. breve) отд. крестьянских дворов, дошедшие до нас в составе некоторых картуляриев. Описание крестьянского двора (манса, гуфы, колоники и др.) первоначально включало упоминание имени и социального статуса (серв, колон, лит и т. д.) держателя, его жены и их детей, иногда и др. людей, живших здесь же, количество имевшейся у них пахотной земли и её статус (сервильная, свободная), причитавшиеся с них оброчные и отработочные повинности. Иногда оно содержало также сведения об особой хозяйств. специализации и особом социальном положении держателя (является ли он ремесленником или клириком), о возрасте и здоровье детей и даже о посещении ими школы. Отдельно описывались держания, отданные в бенефиций. Уже со 2-й пол. 9 в., по мере нивелирования повинностей внутри поместья, П. постепенно превращались в сводки повинностей, уплачивавшихся группами держателей, которые различались юридически и имущественно. С 11 в., в связи с дальнейшей нивелировкой правового статуса крестьян, во Франции и Германии наметилась тенденция к превращению П. в своего рода обычай данного поместья. В это время термин «П.» уже почти не употреблялся (изредка встречался до кон. 13 в.). От него происходит лат. слово «pulegium» (франц. pouille), которым обозначали описи бенефициев, преим. церковных. По сути (но не по формуляру), к П. близки экстенты (описи) англ. маноров, известные с 12 в., а также нем. и зап.-слав. урбарии. В России ближайшим аналогом П. являются писцовые книги, известные с 15 в. Благодаря большому объёму информации (в самом крупном, Сен-Жерменском, упомянуто ок. 10 тыс. чел.), систематичности описания и разнообразию сведений П. являются одним из важнейших источников изучения экономики, социальной истории, демографии и ономастики Зап. Европы в раннее Средневековье (особенно в 8–10 вв.).