Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕНИТЕНЦИА́ЛИИ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 568

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. С. Филиппов

ПЕНИТЕНЦИА́ЛИИ (от лат. libri poeni­ten­tiales, или paenitentiales, букв. – по­каян­ные кни­ги), па­мят­ни­ки цер­ков­но­го пра­ва зап.-ев­роп. Сред­не­ве­ко­вья. Пред­став­ля­ли со­бой пе­реч­ни во­про­сов, ко­то­рые свя­щен­ник за­да­вал при­хо­жа­нам на ис­по­ве­ди с це­лью вы­яс­нить, на­сколь­ко они сле­ду­ют цер­ков­ным пред­пи­са­ни­ям, и пе­реч­ни на­ка­за­ний (пост, ноч­ные бде­ния, врем. от­лу­че­ние от Церк­ви, па­лом­ни­че­ст­во, раз­да­ча ми­ло­сты­ни, де­неж­ные штра­фы в поль­зу Церк­ви, пред­вос­хи­щав­шие тор­гов­лю ин­дуль­ген­ция­ми, и др.) за те или иные пре­греше­ния (напр., на­ру­ше­ние по­ста, ра­бо­ту в празд­нич­ные дни, во­рож­бу, бо­го­хуль­ст­во и т. д.). При на­зна­че­нии на­ка­за­ния учи­ты­ва­лись воз­раст, пол, се­мей­ный и со­ци­аль­ный ста­тус, бла­го­сос­тоя­ние и об­ра­зо­ва­ние греш­ни­ка, со­вер­ше­но ли пре­гре­ше­ние в пер­вый раз, по сво­ей во­ле или по при­ну­ж­де­нию, в бо­лее позд­них П. – так­же сте­пень и ис­крен­ность рас­кая­ния. До­пус­ка­лась воз­мож­ность ис­пол­не­ния по­кая­ния др. че­ло­ве­ком (за­ви­си­мым или за день­ги).

По­яв­ле­ние П. свя­за­но с пе­ре­хо­дом от пуб­лич­но­го по­кая­ния, прак­ти­ко­вав­ше­го­ся в древ­нем хри­сти­ан­ст­ве по ини­циа­ти­ве ка­яв­ше­го­ся (при­чём до­пус­ка­лось лишь од­но­крат­ное по­кая­ние, при по­втор­ном пре­гре­ше­нии греш­ник от­лу­чал­ся от Церк­ви), к по­кая­нию, со­вер­шае­мо­му ре­гу­ляр­но во вре­мя тай­ной ис­по­ве­ди, ко­то­рая во­шла в оби­ход в ран­нее Сред­не­ве­ко­вье. Пер­вые П. поя­ви­лись, по-ви­ди­мо­му, в кельт. Церк­ви в 6 в. Пер­во­началь­но пред­на­зна­ча­лись для мо­на­хов, позд­нее ста­ли ис­поль­зо­вать­ся при ис­по­ве­до­ва­нии ми­рян, что по­влек­ло за со­бой из­ме­не­ние их со­дер­жа­ния. Древ­ней­шие из из­вест­ных П. бы­ли со­став­ле­ны в Бри­та­нии св. Да­ви­дом Ми­не­вий­ским (ум. 544) и св. Гиль­дой (ум. 570). Осо­бен­но по­пу­ляр­ны бы­ли П. ирл. аб­ба­тов – св. Ко­лум­ба­на и Кум­меа­на (ум. ок. 650). В кон. 6 в. П. поя­ви­лись в Гал­лии, Ис­па­нии и Ита­лии, позд­нее в Гер­ма­нии и др. стра­нах Зап. Ев­ро­пы. В 7–10 вв. в хо­ду бы­ло неск. де­сят­ков П., ко­то­рые ча­сто при­пи­сы­ва­лись ав­то­ри­тет­ным дея­те­лям Церк­ви, напр. ар­хи­еп. Кен­тен­бе­рий­ско­му Тео­до­ру Тар­сий­ско­му и Бе­де Дос­то­поч­тен­но­му. Позд­ние П. со­став­ля­лись с опо­рой на бо­лее ран­ние, но с ав­тор­ски­ми до­бав­ле­ния­ми, от­ра­жав­ши­ми ме­ст­ные по­треб­но­сти и обы­чаи. Оп­ре­де­лён­ное влия­ние на П. ока­за­ло ме­ст­ное обыч­ное пра­во. Как пра­ви­ло, П. соз­да­ва­лись на ла­ты­ни, но уже с 8 в. из­вест­ны их пе­ре­во­ды на нар. язы­ки, пре­ж­де все­го на древ­не­ир­ланд­ский, древ­не­анг­лий­ский и ста­ро­не­мец­кий.

За пре­де­ла­ми кельт. ми­ра Цер­ковь пер­во­на­чаль­но вра­ж­деб­но от­не­слась к П. Напр., Шартр­ский со­бор 813 и Ор­ле­ан­ский со­бор 829 по­ста­но­ви­ли сжи­гать П. как тек­сты не­из­вест­но­го или со­мнит. ав­тор­ст­ва, иду­щие враз­рез с древ­ней тра­ди­ци­ей. Од­на­ко к то­му вре­ме­ни П. уже на­столь­ко проч­но во­шли в оби­ход, что ок. 830 галль­ская Цер­ковь санк­цио­ни­ро­ва­ла соз­да­ние офиц. П., со­став­лен­но­го еп. Кам­бре Ха­лит­га­ром. Тем не ме­нее П. и впо­след­ст­вии вы­зы­ва­ли воз­ра­же­ния (напр., со сто­ро­ны Бер­нар­да Клер­во­ско­го). С нач. 11 в. П. вклю­ча­ют в сво­ды цер­ков­но­го пра­ва. Та­ко­вы П. еп. Ворм­са Бурк­хар­да (ок. 1023), П. Ан­сель­ма Лукк­ско­го (ок. 1186), Ива Шартр­ско­го (1093–98), Ала­на Лилль­ско­го (1180).

В 13 в. П. бы­ли по­тес­не­ны т. н. sum­mae con­fes­sorum (сум­ма­ми ис­по­вед­ни­ков), все­объ­ем­лю­щи­ми трак­та­та­ми по по­ка­ян­ной дис­ци­п­ли­не, пра­ву та­инств, не­ко­то­рым ас­пек­там цер­ков­но­го (уго­лов­но­го и от­час­ти про­цес­су­аль­но­го) пра­ва, ко­то­рые со­дер­жа­ли под­роб­ные ре­ко­мен­да­ции ис­по­вед­ни­ку о том, как рас­спра­ши­вать че­ло­ве­ка о его пре­гре­ше­ни­ях. Ак­цент де­лал­ся всё боль­ше на ин­ди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стях каю­ще­го­ся и об­стоя­тель­ст­вах со­вер­ше­ния им гре­ха. Наи­бо­лее ав­то­ри­тет­ны­ми бы­ли «Summa confesso­rum» Ро­бер­та из Флам­бо­ро (1208–15), «Sum­ma de paenitentia» ка­та­лон­ско­го до­ми­ни­кан­ца Ра­мо­на Пень­я­форт­ско­го (1222–1235/36), «Summa con­fesso­rum» нем. до­ми­ни­кан­ца Ио­ган­на Фрай­бург­ско­го (1280–98) и ал­фа­вит­ная «Summa de iure tractans» итал. фран­ци­скан­ца Мо­наль­ди (до 1274). Од­на­ко П. на ни­зо­вом уров­не ак­тив­но ис­поль­зо­ва­лись в позд­нее Сред­не­ве­ко­вье и да­же в ран­нее Но­вое вре­мя (напр., ис­пан­ца­ми при хри­стиа­ни­за­ции Центр. и Юж. Аме­ри­ки). П. – важ­ный ис­точ­ник для изу­че­ния мас­со­вых ре­лиг. пред­став­ле­ний и по­все­днев­ной жиз­ни, а так­же цер­ков­но­го пра­ва, в т. ч. пра­во­при­ме­ни­тель­ной прак­ти­ки. Ана­ло­гом П. в Ви­зан­тии и в пра­во­слав­ных слав. стра­нах бы­ли т. н. по­ка­ян­ные но­мо­ка­но­ны (см. Епи­ти­мия, Но­мо­ка­нон).

Лит.: Гу­ре­вич А. Я. На­род­ная куль­ту­ра ран­не­го сред­не­ве­ко­вья в зер­ка­ле «по­ка­ян­ных книг» // Сред­ние ве­ка. 1973. Вып. 37; Vo­gel C. Les «Libri paenitentiales». Turnhout, 1978–1985. Vol. 1–2; Muzzarel­li M. G. Una Com­po­nente della mentalità occidentale, i penitenziali nell’ alto Medio evo. Bologna, 1980; Frantzen A. J. The Literature of Penance in Anglo-Sa­xon England. New Bruns­wick, 1983; Bezler F. Les pénitentiels espagnols: contribution а̀ l’étude de la civilisation de l’Espagne chrétienne du haut Moyen Age. Münster, 1994; Austin G. Shaping church law around the year 1000: the decretum of Burchard of Worms. Ashgate, 2009.

Вернуться к началу