ПЕНИТЕНЦИА́ЛИИ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕНИТЕНЦИА́ЛИИ (от лат. libri poenitentiales, или paenitentiales, букв. – покаянные книги), памятники церковного права зап.-европ. Средневековья. Представляли собой перечни вопросов, которые священник задавал прихожанам на исповеди с целью выяснить, насколько они следуют церковным предписаниям, и перечни наказаний (пост, ночные бдения, врем. отлучение от Церкви, паломничество, раздача милостыни, денежные штрафы в пользу Церкви, предвосхищавшие торговлю индульгенциями, и др.) за те или иные прегрешения (напр., нарушение поста, работу в праздничные дни, ворожбу, богохульство и т. д.). При назначении наказания учитывались возраст, пол, семейный и социальный статус, благосостояние и образование грешника, совершено ли прегрешение в первый раз, по своей воле или по принуждению, в более поздних П. – также степень и искренность раскаяния. Допускалась возможность исполнения покаяния др. человеком (зависимым или за деньги).
Появление П. связано с переходом от публичного покаяния, практиковавшегося в древнем христианстве по инициативе каявшегося (причём допускалось лишь однократное покаяние, при повторном прегрешении грешник отлучался от Церкви), к покаянию, совершаемому регулярно во время тайной исповеди, которая вошла в обиход в раннее Средневековье. Первые П. появились, по-видимому, в кельт. Церкви в 6 в. Первоначально предназначались для монахов, позднее стали использоваться при исповедовании мирян, что повлекло за собой изменение их содержания. Древнейшие из известных П. были составлены в Британии св. Давидом Миневийским (ум. 544) и св. Гильдой (ум. 570). Особенно популярны были П. ирл. аббатов – св. Колумбана и Куммеана (ум. ок. 650). В кон. 6 в. П. появились в Галлии, Испании и Италии, позднее в Германии и др. странах Зап. Европы. В 7–10 вв. в ходу было неск. десятков П., которые часто приписывались авторитетным деятелям Церкви, напр. архиеп. Кентенберийскому Теодору Тарсийскому и Беде Достопочтенному. Поздние П. составлялись с опорой на более ранние, но с авторскими добавлениями, отражавшими местные потребности и обычаи. Определённое влияние на П. оказало местное обычное право. Как правило, П. создавались на латыни, но уже с 8 в. известны их переводы на нар. языки, прежде всего на древнеирландский, древнеанглийский и старонемецкий.
За пределами кельт. мира Церковь первоначально враждебно отнеслась к П. Напр., Шартрский собор 813 и Орлеанский собор 829 постановили сжигать П. как тексты неизвестного или сомнит. авторства, идущие вразрез с древней традицией. Однако к тому времени П. уже настолько прочно вошли в обиход, что ок. 830 галльская Церковь санкционировала создание офиц. П., составленного еп. Камбре Халитгаром. Тем не менее П. и впоследствии вызывали возражения (напр., со стороны Бернарда Клервоского). С нач. 11 в. П. включают в своды церковного права. Таковы П. еп. Вормса Буркхарда (ок. 1023), П. Ансельма Луккского (ок. 1186), Ива Шартрского (1093–98), Алана Лилльского (1180).
В 13 в. П. были потеснены т. н. summae confessorum (суммами исповедников), всеобъемлющими трактатами по покаянной дисциплине, праву таинств, некоторым аспектам церковного (уголовного и отчасти процессуального) права, которые содержали подробные рекомендации исповеднику о том, как расспрашивать человека о его прегрешениях. Акцент делался всё больше на индивидуальных особенностях кающегося и обстоятельствах совершения им греха. Наиболее авторитетными были «Summa confessorum» Роберта из Фламборо (1208–15), «Summa de paenitentia» каталонского доминиканца Рамона Пеньяфортского (1222–1235/36), «Summa confessorum» нем. доминиканца Иоганна Фрайбургского (1280–98) и алфавитная «Summa de iure tractans» итал. францисканца Мональди (до 1274). Однако П. на низовом уровне активно использовались в позднее Средневековье и даже в раннее Новое время (напр., испанцами при христианизации Центр. и Юж. Америки). П. – важный источник для изучения массовых религ. представлений и повседневной жизни, а также церковного права, в т. ч. правоприменительной практики. Аналогом П. в Византии и в православных слав. странах были т. н. покаянные номоканоны (см. Епитимия, Номоканон).