О́УКШОТТ МАЙКЛ
-
Рубрика: Всемирная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Книжная версия:
Электронная версия:
О́УКШОТТ (Oakeshott) Майкл (11.12.1901, Челсфилд, графство Кент – 19.12.1990, Актон, графство Дорсет), брит. философ, политолог и историк. В 1923 окончил колледж Гонвилл-энд-Киз при Кембриджском университете, в 1925–1940, 1945–49 там же преподавал историю. В 1940–45 в действующей армии, участник 2-й мировой войны. В 1948–54 ред. «Cambridge Journal». В 1951–68 проф. гос. управления, зав. кафедрой политологии Лондонской школы экономики и политических наук.
Становление политич. философии О. проходило под влиянием бихевиоризма и послевоенных дискуссий о будущем политич. систем в Европе. О. стремился выявить общие для разл. идеологий базовые понятия, исследовать основания для их различения и выстроить консенсусную равнодействующую. О. подверг критике классич. картезианскую модель рациональности (см. Картезианство), трактующую деятельность как осуществляемый «субъектом» процесс приложения «знания» к «объекту». О. считал, что любая деятельность, в т. ч. познавательная, функционирует как традиция, в которой субъект и объект познания неразделимы, причём ни одному из видов человеческой деятельности не может быть отказано в рациональности. В основе политич. философии О. лежит введённое им понятие «беседа» («conversation»), позволяющее, по его мнению, каждому локальному политич. дискурсу обретать своё место и удерживать противоположные позиции в диалоге. Претензию на обладание исключит. знанием об оптимальных путях развития, нашедшую выражение в классич. рационалистич. утопии, О. считал самообманом или злым умыслом. Попытка осуществления такого проекта неизбежно приводит к распаду общества, для восстановления единства которого потребуется прибегнуть к насилию.
О. проанализировал две модели политич. организации общества: ассоциацию предпринимателей, для которой характерно господство социальной инженерии и наличие чётко сформулированных общезначимых целей, и ассоциацию граждан, управляемую преим. нормами права и добивающуюся реализации максимально доступной свободы индивидов и групп. Отдавая предпочтение ассоциации граждан, О. отмечал, что представительная демократия, как и все политич. системы, не свободна от существенных недостатков. Среди них он выделял репрессивность и тотальную идеологизацию политич. пространства, олигархич. тенденции, утопизм, господство методов социальной инженерии и прогрессистской интерпретации истории, превалирование «антииндивидов» – обезличенных и превращённых в «винтики социальной машины» граждан, утративших представление о свободе.
Политико-идеологич. принадлежность О. – предмет дискуссий: его считают выразителем идей и консерватизма, и неолиберализма, и сторонником либертаризма. Признание в совр. науке получил взгляд О. на историю, которую он понимал как изучение явлений и процессов прошлого по самым разл. следам, оставленным во всех слоях культуры. Для О. характерно внимание к реконструкции контекста в целях интерпретации историч. событий, интерес к фактам повседневной жизни людей и стремление противостоять идеологически обусловленным фальсификациям.
В 1999 основана Ассоциация О. (зарегистрирована в США, учредит. конференция прошла в 2001 в Лондоне), которая исследует и популяризирует творч. наследие О., издаёт его неопубликованные работы.