ЛИБЕРТАРИ́ЗМ
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛИБЕРТАРИ́ЗМ (от лат. libertas – свобода), идейное течение, представляющее собой крайнюю форму совр. либерализма. Часто именуется также минархизмом. Л. возник в странах Запада во 2-й пол. 20 в. Осн. представители: Л. фон Мизес, Ф. А. фон Хайек, Р. Нозик, А. Рэнд, М. Ротбард, Д. Боуз. Согласно доктрине Л., индивид изначально имеет право выбирать свой образ жизни, в то же время он не должен лишать аналогичной возможности др. людей. Прямым следствием этого является наличие у каждого индивида неотъемлемых прав на свободу, жизнь, собственность и т. д. Никто (и ничто) не может извне ограничивать осуществление исконно свободной воли индивида – ни требования общепринятой нравственности, ни каноны религии, ни законы государства: сам индивид решает, кем ему быть и чем заниматься. При этом дозволяется всё, в т. ч. однополые браки, бродяжничество, порнография, употребление наркотиков и др. Вместе с тем предполагается, что по своей натуре индивид – существо моральное. Приверженцы Л. в принципе считают государство злом, однако злом неизбежным и необходимым. Следует поставить жёсткие пределы государству, сведя к минимуму его вмешательство в жизнь и деятельность «атомизированного» сообщества индивидов. Единственная функция государства – выступать «ночным сторожем общества», т. е. защищать права индивидов, обеспечивать их внутреннюю и внешнюю безопасность. Один из важнейших элементов доктрины Л. – концепция «здорового общества». Таковым считается общество, основанное на рыночных отношениях и частной собственности. Конкуренция на рынке, согласно концепции Л., обеспечивает оптимальную комбинацию людских усилий и ресурсов, которая позволяет максимально удовлетворять потребности человека. Предписания государства, направленные на регулирование рынка и обеспечение права собственности, – часть рыночного процесса. При совр. уровне развития коммуникаций, доступности информации, открытости границ и мирового рынка индивиды, полагают либертаристы, всё менее нуждаются в том, чтобы решения за них принимало государство.
В зап. педагогике – течение, отвергающее доминирующую роль государства в области образования. Широкое распространение получило в США во 2-й пол. 20 в. Теоретиками его выступили Дж. Кунс, С. Шугарман и др. Либертаристы требуют отмены законодательства об обязат. образовании и предоставления права решать вопрос об образовании детей семье. В обязат. посещении школы они усматривают подрыв независимости личности, вынужденной приспосабливать индивидуальные склонности и способности к «групповым требованиям». Сторонники Л. высказываются за развитие форм альтернативного образования под контролем семьи, вплоть до обучения в домашних условиях при финансовой поддержке государства. Свобода индивидуального самоопределения в области образования, согласно Л., позволяет ребёнку активизировать врождённые способности к усвоению знаний; учащиеся в условиях альтернативного обучения будут взаимно обогащать друг друга образовательным опытом, не испытывая давления конкурентной борьбы, символом которой в традиц. школе выступают оценки и экзамены. Культивируя «свободную волю» молодого поколения как особый дар человеческой психики, либертаристы отклоняют даже опосредованное руководство развитием и поведением ребёнка, допускаемое педоцентризмом, как нарушающее подлинную независимость индивида.