НО́ЗИК РОБЕРТ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НО́ЗИК (Nozick) Роберт (16.11.1938, Нью-Йорк – 23.1.2002, Кембридж, штат Массачусетс), амер. философ, представитель либертаризма. Из семьи евреев-предпринимателей, эмигрировавших из России. В 1959 окончил колледж при Колумбийском ун-те, в 1963 получил степень д-ра философии в Принстонском ун-те. В молодости придерживался социалистич. взглядов (в 1950-е гг. чл. Социалистич. партии Америки), затем перешёл на либеральные позиции. С 1969 проф., в 1981–84 декан филос. ф-та Гарвардского ун-та. В 1982 советник делегации США на конференции ЮНЕСКО по политике в сфере культуры. В 1997–1998 глава вост. отделения Амер. филос. ассоциации.
Наиболее известный труд Н. – «Анархия, государство и утопия» («Anarchy, state, and utopia», 1974, рус. пер. 2008). Опираясь на теорию естественного права и общественного договора, Н. развивал идею «минимального государства», функции которого ограничены защитой граждан от насилия и обмана. Существование любого государства с более широкими полномочиями считал нарушением права человека на личную свободу от принуждения. Занимая позиции индивидуализма методологического, Н. рассматривал общество как совокупность отд. личностей, чьи права могут быть отчуждены лишь по их собств. желанию. В связи с этим выступал против перераспределения доходов и налогообложения в целях расширения социального обеспечения, считая их равнозначными принудительному труду. Поддержав Дж. Ролза в критике утилитаризма, Н. противопоставил его теории справедливости свою теорию, основанную на «титулах собственности» (entitlement theory). Она включала 3 принципа: справедливость первичного приобретения имущества во владение; справедливость перехода собственности; справедливость исправления несправедливости. Н. считал, что если каждый индивидуум в отдельности владеет имуществом справедливо, то и его совокупное распределение справедливо. Критикуя разл. модели утопии, наиболее подходящим её вариантом считал т. н. рамку – сообщество, в котором никто не навязывает другим свои представления, но отд. группы индивидов могут проводить собственные «утопич. эксперименты».
В последующих работах Н. отошёл от крайностей либертаризма и обратился к общефилософским проблемам. В книгах «Философские объяснения» («Philosophical explanations», 1981) и «Оглядываясь на жизнь» («The Examined life», 1989) он выступил против «принудительной силы» аргументации как логич. жанра. В качестве альтернативы Н. предложил «объяснение», нацеленное не на убеждение читателя в правильности конкретной идеи, а на раскрытие разл. подходов к проблеме. В работе «Природа рациональности» («The nature of rationality», 1993) Н. продемонстрировал ряд парадоксов теории принятия решений, сделав акцент на символич. значении, придаваемом тем или иным политич. действиям. Итог своим размышлениям в области метафизики, эпистемологии и этики Н. подвёл в кн. «Инвариантность: структура объективного мира» («Invariances: the structure of the objective world», 2001).