ОСМА́НА ДАН ФО́ДИО ВОССТА́НИЕ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОСМА́НА ДАН ФО́ДИО ВОССТА́НИЕ, восстание фульбе и присоединившихся к ним хауса против правителей государств хауса на территории сев. районов совр. Нигерии в 1804–08 под рук. шейха Османа дан Фодио. Имело форму джихада. Вызвано неравноправным по сравнению с хауса положением фульбе, введением новых налогов, обращением в рабство местных жителей (в первую очередь кочевников-фульбе), коррупцией и произволом должностных лиц, притеснениями мусульман (запрет деятельности религ. проповедников, обращения молодёжи в ислам). Центром восстания стал эмират Гобир с сильной исламской оппозицией хаусанским правителям. Началом О. д. Ф. в. принято считать 21.2.1804, когда приверженцы Османа дан Фодио отбили атаку конницы, посланной правителем Гобира с целью пленить шейха и его людей, освободивших своих арестованных ранее соратников-единоверцев. На первом этапе восстания его осн. движущей силой были фульбе – члены религ. общины Османа дан Фодио и примкнувшие к ним сторонники. Второй этап начался после сражения у оз. Кватто (июнь 1804), в ходе которого плохо вооружённые, но одержимые идеей справедливости и борьбы с отступниками веры повстанцы обратили в бегство войско Гобира. Восстание приобрело характер массового социального движения. К нему примкнула фульбская аристократия и незнатные хауса из городов и сельской местности, объединённые стремлением избавиться от господства хаусанской знати. В нач. 1805 джихад поддержали религ. лидеры вост. государств хауса, этнич. фульбе. Они поклялись в верности Осману дан Фодио, который вручил им символы власти – священные знамёна. Гл. ударной силой восставших стала хорошо обученная кавалерия фульбе, превосходившая в боеспособности располагавшую огнестрельным оружием армию хаусанских правителей. В 1805 восставшие захватили Зарию и Кацину, в 1807 – Кано, в 1808 – Алкалаву (столицу Гобира).
В 1808–10 на завоёванных территориях был создан халифат Сокото. Основу нового правящего сословия составили состоят. оседлые фульбе, заимствовавшие мн. элементы из системы управления и форм эксплуатации государств хауса. Нововведения были осуществлены в сфере налогообложения (учреждение личного фиксированного платежа – религ. десятины) и судопроизводства (создание проф. шариатских судов), что способствовало дальнейшей исламизации населения и углублению процесса феодализации. Новая знать не приняла реформаторских идей Османа дан Фодио о создании теократич. государства в соответствии с нормами ортодоксального ислама. Традиции раннего джихада как движения социального протеста под религ. лозунгами продолжили многочисл. восстания в халифате в 19 – нач. 20 вв.