Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОСМА́Н ДАН ФО́ДИО

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 542

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ОСМА́Н ДАН ФО́ДИО (Ус­ман ибн Фу­ди) (15.12.1754, Го­бир – 20.4.1817, Со­ко­то), ре­ли­ги­оз­но-по­ли­тич. дея­тель Зап. Аф­ри­ки, ше­ху (шейх), соз­да­тель ха­ли­фа­та Со­ко­то, про­све­ти­тель и ли­те­ра­тор. Из се­мьи ко­ра­ни­че­ско­го учи­те­ля ари­сто­кра­тич. ро­да фуль­бе. Изу­чив Ко­ран под рук. от­ца, стал стран­ст­вую­щим уче­ни­ком, по­сти­гал му­сульм. бо­го­сло­вие, араб. яз. и куль­ту­ру. Со­вер­шил хадж. За­вер­шил об­ра­зо­ва­ние в туа­рег­ском г. Ага­дес (ны­не в Ни­ге­ре), где по­зна­ко­мил­ся с идея­ми вах­ха­биз­ма (см. Вах­ха­би­ты). Примк­нул к су­фий­ско­му ор­де­ну Ка­ди­рия (см. Су­физм). В сер. 1770-х гг. на­чал пре­пода­вать бо­го­сло­вие и вы­сту­пать с про­по­ве­дя­ми в хау­са го­су­дар­ст­вах. Бла­го­да­ря глу­бо­ким по­зна­ни­ям, ора­тор­ско­му мас­тер­ст­ву, бла­го­чес­тию и лич­ной скром­но­сти бы­ст­ро стал са­мым ав­то­ри­тет­ным уле­мом Го­би­ра. В 1780-х гг. из уче­ни­ков и при­вер­жен­цев соз­дал ре­лиг. об­щи­ну, пре­вра­тив­шую­ся в центр ре­лиг.-по­ли­тич. оп­по­зи­ции хау­сан­ским пра­ви­те­лям Го­би­ра (сар­ки, мн. ч. са­ра­ку­на). О. д. Ф. раз­ра­бо­тал идео­ло­гию дви­же­ния за соз­да­ние тео­кра­тич. го­су­дар­ст­ва в со­от­вет­ст­вии с нор­ма­ми ор­то­док­саль­но­го ис­ла­ма. Он на­зы­вал са­ра­ку­на «не­вер­ны­ми» (боль­шин­ст­во на­се­ле­ния го­су­дарств хау­са при­дер­жи­ва­лось тра­диц. ве­ро­ва­ний, лишь внеш­не со­блю­дая ис­лам­скую об­ряд­ность), об­ви­нял их в со­хра­не­нии язы­че­ских об­ря­дов, вве­де­нии не­ша­ри­ат­ских на­ло­гов и на­ка­за­ний, при­ну­дит. на­бо­ре в ар­мию, кор­руп­ции, не­пра­вед­ном об­ра­зе жиз­ни, на­стаи­вал на со­блю­де­нии пред­пи­сан­ных Ко­ра­ном и Сун­ной за­по­ве­дей. В 1804 про­воз­гла­сил джи­хад (см. Ос­ма­на дан Фо­дио вос­ста­ние), в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го в Центр. Су­да­не воз­ник ха­ли­фат Со­ко­то. О. д. Ф. стал свет­ским и ре­лиг. гла­вой ха­ли­фа­та, был удо­сто­ен ти­ту­лов ха­ли­фа и амир ал-му­ми­ни­на (по­ве­ли­тель пра­во­вер­ных). В 1812 раз­де­лил ха­ли­фат на вос­точ­ную и зап. час­ти. Офи­ци­аль­но ос­та­ва­ясь ха­ли­фом, пе­ре­дал управ­ле­ние сво­им ви­зи­рям – бра­ту Аб­дул­ла­хи и сы­ну Му­ха­ма­ду Бел­ло. Вёл уе­ди­нён­ный об­раз жиз­ни, по­свя­тив се­бя изу­че­нию трак­та­тов му­сульм. тео­ло­гов и лит. тру­ду. О. д. Ф. (вме­сте с сы­ном и бра­том) при­пи­сы­ва­ют неск. со­тен со­чи­не­ний на ре­лиг. и свет­ские те­мы в про­зе и по­этич. фор­ме, на­пи­сан­ных на араб. яз. и на фу­ла и хау­са язы­ках.

Соч.: Handbook on Islam, Iman, Ihsan. [Nor­wich], 1978.

Лит.: Оль­де­рог­ге ДА. За­пад­ный Су­дан в XV– XIX вв. Очер­ки по ис­то­рии и ис­то­рии куль­ту­ры. М.; Л., 1960; Eminent Nigerians of the ni­neteenth century. Camb., 1960; Kane O. Othman dan Fodio. Fondateur de l’empire de Sokoto. P., 1977; Ис­то­рия Ни­ге­рии в но­вое и но­вей­шее вре­мя. М., 1981; Hiskett M. The develop­ment of Islam in West Africa. L.; N. Y., 1984; Са­ва­те­ев АД. Ис­лам­ская ци­ви­ли­за­ция в Тро­пи­че­ской Аф­ри­ке. М., 2006.

Вернуться к началу