КУЛЬТУ́РА ПОЛИТИ́ЧЕСКАЯ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУЛЬТУ́РА ПОЛИТИ́ЧЕСКАЯ, ценностно-нормативная система исторически сложившихся политич. традиций, идей, установок, навыков, стиля массового политич. поведения и функционирования субъектов политики, обеспечивающая воспроизводство политич. жизни общества. К. п. является частью общей культуры и включает те её элементы, которые связаны с обществ.-политич. институтами и политич. процессами.
Термин «К. п.» впервые введён в науч. оборот И. Г. Гердером. Основы теории К. п. заложены в нач. 1960-х гг. Г. Алмондом. К нач. 21 в. в политологии сложились 3 осн. направления в изучении К. п. Сторонники первого направления отождествляют К. п. со всей совокупностью духовных явлений в мире политики (Алмонд, С. Верба). Приверженцы второго трактуют её как выражение нормативных требований или совокупность типичных образцов поведения человека в политике (С. Уайт, Дж. Плейно). В рамках третьего подхода под К. п. понимается система поведенч. ценностей, определяющая нормы и образ политич. деятельности человека (И. Шапиро, П. Шаран, У. Розенбаум).
К. п. отличается внутр. противоречивостью, которая обусловлена сложным взаимодействием образующих её элементов: познавательных (политич. грамотность, личный опыт), эмоциональных (чувства по отношению к тем, кто обеспечивает функционирование политич. институтов и олицетворяет собой власть) и оценочных (суждения, опирающиеся на ценностные критерии). На индивидуальном уровне любой из этих элементов может оказывать решающее влияние на политич. поведение человека, определять его К. п. и осознание им своей роли в публично-правовых отношениях.
Ценностные ориентиры и способы политич. поведения во многом детерминированы принадлежностью человека к той или иной социальной, нац., демографич., конфессиональной и др. группе. При отсутствии принципиальных различий между К. п. отд. социальной группы и системой ценностей конкретной нац. и гос. К. п. первая может рассматриваться в качестве субкультуры, а в случае существенных различий – в качестве контркультуры.
Передача К. п. от поколения к поколению осуществляется через закрепление в сознании граждан ориентации на определённые нормы и образцы политич. поведения. В передаваемой системе ориентаций имеются устойчивое ядро, обеспечивающее преемственность К. п., и менее устойчивые элементы, которые могут трансформироваться под влиянием новых условий. Важным средством консервации ключевых элементов К. п. служит традиция. Решающей предпосылкой изменения К. п. являются существенные социально-экономич. изменения, воздействие которых на сознание людей способно преодолеть их сопротивление внедрению новых образцов и норм политич. поведения.
В основе типологии К. п. могут лежать разл. факторы, в т. ч. специфика политич. систем (авторитарно-патриархальная, тоталитарная К. п.), своеобразие стран и регионов (англо-американская, континентально-европейская и пр. К. п.), общий уровень развития общества (традиционная, модернистская и постмодернистская К. п.) и др. Широкую известность получила классификация К. п., предложенная Г. Алмондом и С. Вербой. Сопоставив осн. компоненты и формы функционирования политич. систем Великобритании, Италии, ФРГ, США и Мексики, они выделили 3 «чистых» типа К. п.: приходская, или парокиальная (характеризуется отсутствием интереса людей к политике, знаний о политич. системе и существенных ожиданий от её функционирования), подданническая (предполагает сильную ориентацию на политич. институты при невысоком уровне индивидуальной активности граждан) и партиципаторная, или участническая (подразумевает заинтересованность граждан в политич. участии и проявление ими соответствующей активности). Самой оптимальной, с точки зрения Алмонда и Вербы, является синтетич. гражд. культура, сочетающая элементы подданнической и партиципаторной культур. Гражд. культура отражает способность общества к обеспечению общегражданских интересов, выработки форм и механизмов реализации совместных решений.
К. п. оказывает влияние на формы, функционирование и развитие гос. и политич. институтов, задаёт направление политич. процессу, обусловливает политич. поведение широких масс. Она выполняет также ряд важных социальных функций, среди которых – идентификация, ориентация (стремление человека к пониманию собств. возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политич. системе), предписание (выражает приоритетность ориентаций, норм и представлений, обусловливающих направленность и границы человеческого поведения), адаптация социальная, политическая социализация и др.