Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОСМА́ ИНДИКОПЛО́В

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 413

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. Н. Попов
«Косма Индикоплов». Миниатюра из «Христианской топографии» (Книга нарицаема Козьма Индикоплов). 1495. Ярославль. Исторический музей (Москва).

КОСМА́ ИНДИКОПЛО́В, Кось­ма Ин­ди­коп­лов (греч. Κοσμᾶς Ἰνδιϰοπλεύστης) (1-я пол. 6 в.), ав­тор гео­гра­фич. со­чи­не­ния «Хри­сти­ан­ская то­по­гра­фия». Ви­зант. ку­пец из Алек­сан­д­рии (Еги­пет), за­ни­мал­ся тор­гов­лей на Крас­ном м., в 520–540-х гг. по­бы­вал в Ак­су­ме (ны­не Эфио­пия), стра­нах Пер­сид­ско­го зал., в Ира­не, Юж. Ин­дии и на о. Та­про­ба­на (ны­не Шри-Лан­ка). В 540-х гг. К. И. при­нял мо­на­ше­ст­во и ра­бо­тал над свои­ми тру­да­ми в мон. Св. Ека­те­ри­ны на Си­нае. В «Хри­сти­ан­ской то­по­гра­фии» К. И. дал мно­го важ­ных све­де­ний о жиз­ни в стра­нах, ко­то­рые по­се­тил. К. И. рез­ко от­ри­ца­тель­но от­но­сил­ся к ан­тич­ной учё­но­сти, вос­при­ни­мая её как язы­че­ское за­блу­ж­де­ние. Он от­ри­цал пред­став­ле­ние о ша­ро­об­раз­но­сти Зем­ли, к то­му вре­ме­ни ут­вер­див­шее­ся в ан­тич­ной нау­ке. По его мне­нию, пло­ская Зем­ля ок­ру­же­на Ми­ро­вым ок. и за­клю­че­на в по­лу­сфе­ру не­бес­ной твер­ди, над ку­по­лом ко­то­рой на­хо­дят­ся вто­рые не­бе­са, об­ра­зую­щие рай. Под зем­ной по­верх­но­стью су­ще­ст­ву­ет про­стран­ст­во ада, где оби­та­ют де­мо­ны. Бо­го­слов­ские взгля­ды К. И. близ­ки к не­сто­ри­ан­ст­ву. Он с пие­те­том от­но­сил­ся к воз­зре­ни­ям Фео­до­ра Моп­суе­стий­ско­го и др. ос­но­ва­те­лей не­сто­ри­ан­ско­го уче­ния, поль­зо­вал­ся тру­да­ми алек­сан­д­рий­ско­го фи­ло­со­фа Ио­ан­на Фи­ло­по­на.

Со­чи­не­ние К. И. – важ­ное сви­де­тель­ст­во о при­сут­ст­вии рим­ских и за­тем ви­зант. тор­го­вых фак­то­рий и по­се­ле­ний на зап. по­бе­ре­жье Ин­дии. По све­де­ни­ям К. И., в Ин­дии и Та­про­ба­не в его вре­мя су­ще­ст­во­ва­ли об­щи­ны хри­сти­ан не­сто­ри­ан­ско­го тол­ка. «Хри­сти­ан­ская то­по­гра­фия» бы­ла по­пу­ляр­на в сред­ние ве­ка в Ви­зан­тии, хо­тя взгля­ды К. И. от­вер­га­лись ча­стью эли­ты ви­зант. об­ще­ст­ва (в 9 в. его кри­ти­ко­вал пат­ри­арх Фо­тий). Воз­мож­но, уже ори­ги­наль­ная ру­ко­пись со­чи­не­ния бы­ла снаб­же­на ил­лю­ст­ра­ция­ми са­мим К. И. Это изо­бра­же­ния стран све­та, зем­ли, ас­тро­но­мич. яв­ле­ний, ред­ких жи­вот­ных и рас­те­ний раз­ных стран, пер­со­на­жей из Свя­щен­но­го Пи­са­ния, хри­сти­ан­ских ре­ли­к­вий, в т. ч. Св. Кре­ста, и др. при­ме­ча­тель­ных для ав­то­ра и чи­та­те­лей яв­лений. Из­вест­ны три гре­че­ские, бо­га­то ил­лю­ст­ри­ро­ван­ные ру­ко­пи­си то­по­гра­фии: Vaticanus gr. 699 (9 в.), Sinaiticus gr. 1186 (11 в.) и Flo­rence. Laur. plut. 9.28 (11 в.). «Хри­сти­ан­ская то­по­гра­фия» пе­ре­ве­де­на на слав. яз. и ста­ла из­вест­на на Ру­си не позд­нее 14 в., поль­зо­ва­лась по­пу­ляр­но­стью и, как пра­ви­ло, бо­га­то ил­лю­ст­ри­ро­ва­лась. К. И. так­же со­ста­вил бо­го­слов­ские ком­мен­та­рии на Песнь Пес­ней Со­ло­мо­на и Псал­тирь, со­хра­нив­шие­ся фраг­мен­тар­но.

Изд.: Cosmas Indicopleustès. La topographie chrétienne / Ed. W. Wolska-Conus. P., 1968–1973. Vol. 1–3; Кни­га на­ри­цае­ма Козь­ма Ин­ди­ко­п­лов. M., 1997.

Лит.: Leclercq H. Kosmas Indicopleustès // Dictionnaire d’archéologie chrétienneet de li­tur­gie. P., 1928. Vol. 8; Wolska W. La To­po­graphie chrétienne de Cosmas Indicopleustès: Théologie et science en VI siècle. P., 1962; Удаль­цо­ва З. В. Кось­ма Ин­ди­ко­п­лов и его «Хри­сти­ан­ская то­по­гра­фия» // Куль­ту­ра Ви­зан­тии. М., 1984. Т. 1; Пи­от­ров­ская Е. К. «Хри­сти­ан­ская то­по­гра­фия Козь­мы Ин­ди­ко­п­ло­ва» в древ­не­рус­ской пись­мен­ной тра­ди­ции. СПб., 2004.

Вернуться к началу