РО́ББИНС ДЖЕРОМ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РО́ББИНС (Robbins) Джером (наст. имя и фам. Джером Уилсон Рабинович, Rabinowitz) (11.10.1918, Нью-Йорк – 29.7.1998, там же), амер. артист балета, один из крупнейших хореографов 20 в. Сын выходца из России. Учился разл. видам танца, а также драматич. иск-ву (у Э. Казана). С сер. 1930-х гг. артист драмы и танцовщик. Известность принесла роль Петрушки в одноимённом балете М. М. Фокина. С 1940 в труппе «Балле тиэтр» (с 1957 «Американ балле тиэтр», Нью-Йорк). Успешный дебют в качестве хореографа («Fancy free» Л. Бернстайна, 1944; в СССР и РФ под назв. «Матросы на берегу») открыл Р. путь на Бродвей, где он, реформировав этот жанр, поставил свои лучшие мюзиклы, в т. ч. ставшую культовой современную версию «Ромео и Джульетты» У. Шекспира – «Вестсайдская история» (1957, экранизирована в 1961; Р. удостоен пр. «Оскар» как лучший режиссёр и поч. пр. «Оскар» за достижения в хореографии). В 1949–63 в «Нью-Йорк сити балле» (в 1950–59 заместитель Дж. Баланчина): «Послеполуденный отдых фавна» К. Дебюсси (1953), «Концерт» на музыку Ф. Шопена (1956) и др. Одновременно в 1958–62 возглавлял собств. компанию «Балеты США», поставил в «Американ балле тиэтр» «Свадебку» И. Ф. Стравинского (1965) и др. В 1969 вернулся в «Нью-Йорк сити балле» (после смерти Баланчина в 1983–89 руководил совм. с П. Мартинсом): балеты на музыку Шопена («Танцы на вечеринке», 1969; «В ночи», 1970), И. С. Баха («Гольдберг-Вариации», 1971), С. С. Прокофьева («Вечерние вальсы», 1973; «Op. 19», 1979) и др. Работал на ТВ, в кино и драматич. театре. Среди последних постановок: «Бродвей Джерома Роббинса» (1989), «Инвенции – 2 и 3 части» (1994) и «Бранденбург» (1997) на музыку Баха, «Свадебка» Стравинского (1998). Во многом определив пути развития амер. балетного танца и мюзикла, Р. способствовал обновлению классич. танца в мире.