«НЬЮ-ЙОРК СИ́ТИ БАЛЛЕ́»
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«НЬЮ-ЙОРК СИ́ТИ БАЛЛЕ́» («New York City Ballet»), амер. балетная труппа. Основана в 1948 в Нью-Йорке на базе Школы амер. балета (создана в 1934 Дж. Баланчиным и Л. Кёрстайном), «Американ балле» (1935–38), «Балле караван» (1936–38), «Американ балле караван» (1941), «Балле сосайети» (1946), в чей репертуар, помимо постановок Баланчина, входили балеты У. Доллара, Л. Кристенсена и др., а в числе артистов были Л. и Х. Кристенсены, Ю. Лоринг, Т. Болендер, Н. Магальянес. Получив в 1948 совр. назв., труппа стала балетной компанией Нью-Йоркского гор. центра музыки и драмы, в 1964 переехала в построенный для неё по проекту Баланчина Нью-Йоркский гос. театр (ныне Театр им. Д. Кока) в Линкольн-центре. Генеральным директором стал Кёрстайн, худ. рук. – Баланчин. Первая программа включала спектакли Баланчина: «Кончерто барокко» на музыку И. С. Баха (1940), «Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе (1947), «Орфей» И. Ф. Стравинского (1948). В дальнейшем хореограф поставил для «Н.-Й. с. б.» балеты: на музыку П. И. Чайковского – «Серенада» (1934), «Балле эмпериаль» (1941), «Allegro brillante» (1956), «Моцартиана» (1981); Стравинского – «Аполлон» (1937), «Жар-птица» (1949; 1970 – совм. с Дж. Роббинсом), «Агон» (1957), «Симфония в трёх движениях» (1972); П. Хиндемита – «Четыре темперамента» (1946); Х. Кея – «Симфония дальнего Запада» (1954); А. Веберна – «Эпизоды» (1959); Дж. Гершвина – «Не всё ли равно?» (1970), и др. Помимо оригинальных одноактных бессюжетных балетов, Баланчин поставил полнометражные – «Щелкунчик» Чайковского (1954), «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона (1962), «Дон Кихот» Н. Д. Набокова (1965). Репертуар труппы включал также сокращённые (одноактные) версии классич. постановок: 2-я картина «Лебединого озера» Чайковского (1951), «Вариации Раймонды» А. К. Глазунова (1961), «Коппелия» Л. Делиба (1974), «Вальпургиева ночь» Ш. Гуно (из оперы «Фауст», 1975). Важное значение для творч. развития коллектива имели спектакли Роббинса (в труппе с 1949), среди которых: «Клетка» на музыку Стравинского (1951), «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (1953), «Концерт» (1956), «Танцы на вечеринке» (1969) и «В ночи» (1970) на музыку Ф. Шопена, «Гольдберг-вариации» на музыку Баха (1971), «Вариации на тему Диббука» на музыку Л. Бернстайна (1974). Среди выдающихся исполнителей, сформировавшихся в сотрудничестве с Баланчиным и Роббинсом: Д. Адамс, Ж. д’Амбуаз, К. фон Арольдинген, Э. Виллела, А. Кент, Г. Киркланд, Т. Леклерк, А. Людерс, П. Мак-Брайд, П. Мартинс, А. Митчелл, Мария Толчиф, С. Фаррелл, М. Хейден, А. Эглевски, М. Эшли. В 1978–79 солистом труппы был М. Н. Барышников. С 1981 компанией совместно руководили Дж. Баланчин, Дж. Роббинс, Дж. Тарас и П. Мартинс, в 1983–89 – Роббинс и Мартинс, далее – Мартинс. В основе репертуара остаются балеты Баланчина и Роббинса, обретшие статус мировой классики и символизирующие амер. балетный стиль. Для труппы также ставили: У. Форсайт («Herman Schmerman» на музыку Т. Вилемса, 1992), К. Уилдон («Полифония» на музыку Д. Лигети, 2001; «Место для нас» на музыку А. Превена и Л. Бернстайна, 2013), А. О. Ратманский («Русские сезоны» на музыку Л. А. Десятникова, 2006; «Concerto DSCH» на музыку Д. Д. Шостаковича, 2008; «Намуна» на музыку Э. Лало, 2010), Й. Эло («Затачивая до остроты» на музыку Г. И. Ф. фон Бибера и А. Вивальди, 2006), Б. Мильпье («Почему меня нет там, где ты» на музыку Т. Эскейча, 2010), Дж. Пек («Год кролика» на музыку С. Стивенса, 2012). Среди ведущих солистов: Э. Баудер, П. Боул, Д. Ветцель, В. Вилан, М. Калегари, Д. Кистлер, М. Ковроски, Р. Ла Фосс, Х. Де Лус, Н. Мартинс, Дж. Рингер, Дж. Сото, И. Стифел, Н. Хюббе, А. Эванс.