Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФЭКС

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 681

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ФЭКС (Фаб­ри­ка экс­цен­три­че­ско­го ак­тё­ра), твор­че­ская мас­тер­ская, ор­га­ни­зо­ван­ная в 1921 в Пет­ро­гра­де Г. М. Ко­зинце­вым и Л. З. Трау­бер­гом. Осн. прин­ци­пы – ус­та­нов­ка на кло­уна­ду, спон­тан­ность, кар­на­ва­ли­за­цию, от­ри­ца­ние ав­то­ри­те­тов про­шло­го и «вы­со­кой» бур­жу­аз­ной куль­ту­ры, по­иск но­во­го ки­не­ма­то­гра­фич. язы­ка, ос­но­ван­но­го на мон­та­же трю­ков, а так­же иро­нич. обыг­ры­ва­нии штам­пов мас­со­вой куль­ту­ры. За­ня­тия мас­тер­ст­вом ак­тё­ра, ори­ен­ти­ро­ван­ные на по­ис­ки яр­кой пла­стич. вы­ра­зи­тель­но­сти, со­че­та­лись с по­ста­нов­кой спек­так­лей-буф­фо­над: «Же­нить­ба» по Н. В. Го­го­лю (1922), аги­то­боз­ре­ние «Внеш­торг на Эй­фе­ле­вой баш­не» (1923). По­сле ухо­да в 1924 Ко­зин­це­ва и Трау­бер­га с не­сколь­ки­ми уче­ни­ка­ми мас­тер­ская по­пол­ни­лась мо­ло­дё­жью, со­ста­вив­шей сво­его ро­да по­сто­ян­ную «ки­но­труп­пу» ФЭКС: С. А. Ге­ра­си­мов, Е. А. Кузь­ми­на, Я. Б. Жей­мо, А. Я. Ка­п­лер, О. П. Жа­ков и др. С груп­пой по­сто­ян­но ра­бо­та­ли опе­ра­тор А. Н. Мо­ск­вин и худ. Е. Е. Еней, до­би­ва­ясь в соз­да­вае­мых лен­тах сти­ле­вой цель­но­сти, вы­со­кой изо­бра­зит. куль­ту­ры. По­пыт­ки пе­ре­ос­мыс­лить со­бы­тия про­шло­го че­рез экс­пе­рим. ки­но­фор­му на­шли от­ра­же­ние в филь­мах «Ши­нель» (1926; клас­сич. го­го­лев­ский сю­жет трак­то­вал­ся не как тра­ге­дия «ма­лень­ко­го че­ло­ве­ка», а как эк­зи­стен­ци­аль­ная дра­ма ти­пич­но­го для 19 в. пред­ста­ви­те­ля раз­но­чин­ско­го со­сло­вия, со­вер­шив­ше­го грех и на­ка­зав­ше­го се­бя за это, в те­че­ние всей жиз­ни по­сте­пен­но ума­лив свою сущ­ность до со­стоя­ния пол­но­го ни­что­же­ст­ва), «С. В. Д.» (1927; в ро­ман­тич. клю­че ис­то­рич. реа­лии де­каб­ри­ст­ско­го вос­ста­ния со­еди­ня­лись с аван­тюр­но-ро­ко­вым сю­же­том), «Но­вый Ва­ви­лон» (1929; рас­сказ о со­бы­ти­ях Па­риж­ской ком­му­ны со­че­тал кон­цеп­цию в ду­хе со­циа­ли­сти­че­ско­го реа­лиз­ма с ме­та­фо­рич., им­прес­сио­ни­стич. во­пло­ще­ни­ем). Экс­пе­ри­мен­том в об­лас­ти зву­ка стал ф. «Од­на» (1931). Ос­мыс­лен­ная и оце­нён­ная толь­ко в 1960-х гг. ху­дож. цен­ность ФЭКС за­клю­ча­лась в со­че­та­нии творч. но­ва­тор­ст­ва с фи­лос. глу­би­ной, вскры­вав­шем глу­бо­кую внутр. тре­во­гу и со­стоя­ние со­ци­аль­ной рас­те­рян­но­сти, свой­ст­вен­ные куль­тур­но­му со­зна­нию эпо­хи 1920-х гг.

Лит.: Не­доб­ро­во В. В. ФЭКС: Г. Ко­зин­цев, Л. Трау­берг. М.; Л., 1928; До­бин Е. С. Ко­зин­цев и Трау­берг. Л.; М., 1963; Ко­зин­цев Г. М. Глу­бо­кий эк­ран. М., 1971; Шклов­ский В. Б. О ро­ж­де­нии и жиз­ни ФЭКСов // Шклов­ский В. Б. За 60 лет. М., 1985.

Вернуться к началу