ФЭКС
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФЭКС (Фабрика эксцентрического актёра), творческая мастерская, организованная в 1921 в Петрограде Г. М. Козинцевым и Л. З. Траубергом. Осн. принципы – установка на клоунаду, спонтанность, карнавализацию, отрицание авторитетов прошлого и «высокой» буржуазной культуры, поиск нового кинематографич. языка, основанного на монтаже трюков, а также иронич. обыгрывании штампов массовой культуры. Занятия мастерством актёра, ориентированные на поиски яркой пластич. выразительности, сочетались с постановкой спектаклей-буффонад: «Женитьба» по Н. В. Гоголю (1922), агитобозрение «Внешторг на Эйфелевой башне» (1923). После ухода в 1924 Козинцева и Трауберга с несколькими учениками мастерская пополнилась молодёжью, составившей своего рода постоянную «кинотруппу» ФЭКС: С. А. Герасимов, Е. А. Кузьмина, Я. Б. Жеймо, А. Я. Каплер, О. П. Жаков и др. С группой постоянно работали оператор А. Н. Москвин и худ. Е. Е. Еней, добиваясь в создаваемых лентах стилевой цельности, высокой изобразит. культуры. Попытки переосмыслить события прошлого через эксперим. киноформу нашли отражение в фильмах «Шинель» (1926; классич. гоголевский сюжет трактовался не как трагедия «маленького человека», а как экзистенциальная драма типичного для 19 в. представителя разночинского сословия, совершившего грех и наказавшего себя за это, в течение всей жизни постепенно умалив свою сущность до состояния полного ничтожества), «С. В. Д.» (1927; в романтич. ключе историч. реалии декабристского восстания соединялись с авантюрно-роковым сюжетом), «Новый Вавилон» (1929; рассказ о событиях Парижской коммуны сочетал концепцию в духе социалистического реализма с метафорич., импрессионистич. воплощением). Экспериментом в области звука стал ф. «Одна» (1931). Осмысленная и оценённая только в 1960-х гг. худож. ценность ФЭКС заключалась в сочетании творч. новаторства с филос. глубиной, вскрывавшем глубокую внутр. тревогу и состояние социальной растерянности, свойственные культурному сознанию эпохи 1920-х гг.