Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЕНЕ́Й ЕВГЕНИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ

ЕНЕ́Й (Эней) Ев­ге­ний Ев­гень­е­вич (9.6.1890, Рад­нот, Ав­ст­ро-Венг­рия, ны­не Ер­нут, Ру­мы­ния – 6.6.1971, Ле­нин­град), рос. ху­дож­ник ки­но, нар. худ. СССР (1969). Учил­ся в По­ли­тех­нич. ун-те и в АХ в Бу­да­пеш­те (1908–11). С 1914 уча­ст­во­вал в 1-й ми­ро­вой вой­не, в го­ды Гражд. вой­ны 1917–22 – в ря­дах Крас­ной Ар­мии. В 1923–71 ху­дож­ник сту­дии «Сев­зап­ки­но»–«Лен­фильм» (в 1941–44 – Центр. объ­е­ди­нён­ной сту­дии ху­дож. филь­мов в Ал­ма-Ате и Ал­ма-Атин­ской ки­но­сту­дии). Ра­бо­тал с ре­жис­сё­ра­ми Г. М. Ко­зин­це­вым и Л. З. Трау­бер­гом. Сре­ди филь­мов – «Крас­ные пар­ти­за­ны» (1924, совм. с В. Е. Его­ро­вым), «Ши­нель» (1926), «Но­вый Ва­ви­лон» (1929), «Юность Мак­си­ма» (1935), «Овод» (1955), «Дон Ки­хот» (1957, совм. с Н. И. Альт­ма­ном), «Гам­лет» (1964, совм. с Г. Б. Кро­па­чёвым и С. Б. Вир­са­лад­зе), «Ка­те­ри­на Из­май­ло­ва» (1967). Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков сов. ки­но­де­ко­ра­ци­он­но­го иск-ва, Е. для соз­да­ния яр­ких зри­тель­ных об­ра­зов ис­поль­зо­вал тра­ди­ции ев­роп. жи­во­пи­си 19 в. (в ран­них филь­мах – нем. экс­прес­сио­низ­ма), стре­мил­ся пе­ре­дать ат­мо­сфе­ру дей­ст­вия, мас­тер­ски вла­дел све­том. Ра­бо­тал так­же в ле­нингр. те­ат­рах (БДТ и др.). Гос. пр. СССР (1948). На­гра­ж­дён ор­де­ном Ле­ни­на (1967).

Лит.: Куз­не­цо­ва В. Е. Еней. Л.; М., 1966.

Вернуться к началу