МОСКО́ВСКИЙ ЕВРЕ́ЙСКИЙ ТЕА́ТР
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОСКО́ВСКИЙ ЕВРЕ́ЙСКИЙ ТЕА́ТР (Московский государственный еврейский театр – ГОСЕТ). Открылся в 1919 в Петрограде под назв. Гос. евр. камерный театр (ГОСЕКТ). В 1920 переведён в Москву, где в него влилась Евр. театральная студия. С 1925 ГОСЕТ. Основателем, худ. рук. и режиссёром почти всех постановок до 1928 был А. М. Грановский. С 1929 театр возглавлял С. М. Михоэлс. Традиция евр. театра, у истоков которой стоял драматург и актёр А. Гольдфаден и которая во многом оставалась полупрофессиональной и «низовой», стала достоянием «левого искусства» в спектаклях ГОСЕТа. Режиссёрская воля Грановского определила высокую муз. и живописную постановочную культуру театра. Воплощая популярные в 1920-е гг. идеи «синтетического мастерства», позволяющего органически соединять слово, пение и танец, актёры придавали этому синтезу нац. лирико-гротесковую характерность. В 1920-е гг. гл. темой стала жизнь евр. местечка: экзистенциальная боль окрасила сценич. гротеск. От сатирич. картинок и театральных пародий («Вечер Шолом-Алейхема», 1921; «200 000» по Шолом-Алейхему, 1923; «Три еврейские изюминки» И. М. Добрушина и Н. Е. Ойслендера, 1924) ГОСЕТ пришёл к театральному переживанию трагич. судьбы народа («Колдунья» Гольдфадена, 1922; «Ночь на старом рынке» И. Л. Переца, 1925; «Путешествие Вениамина Третьего» по Менделе Мохер-Сфориму, 1927; «Человек воздуха» по Шолом-Алейхему, 1928). Гастроли 1928 (Германия, Австрия, Франция, Голландия, Бельгия) показали, что худож. универсализм ГОСЕТа является существенным компонентом европ. сценич. иск-ва. К числу высших достижений театра 20 в. относится постановка трагедии «Король Лир» У. Шекспира (1935, реж. С. Э. Радлов, в заглавной роли Михоэлс). Среди др. спектаклей 1930–40-х гг.: «Глухой» Д. Р. Бергельсон (1930), «Семья Овадис» П. Д. Маркиша и «Суламифь» С. З. Галкина по Гольдфадену (оба 1937), «Тевье-молочник» (1938) и «Блуждающие звёзды» (1941) по Шолом-Алейхему, «Фрейлехс» З. Шнеера (1945). В театре работали художники: И. М. Рабинович, В. Ф. Рындин, А. Г. Тышлер, Р. Р. Фальк, М. З. Шагал. Ведущими актёрами, символами ГОСЕТа, были Михоэлс и В. Л. Зускин. В труппу также входили: М. И. Гольдблат, Э. Л. Ковенская, Ю. Я. Минкова, Л. М. Розина, Л. И. Ром, С. Д. Ротбаум, Д. М. Финкелькраут, И. А. Шидло, М. Д. Штейман и др. После убийства Михоэлса и ареста Зускина в атмосфере «борьбы с космополитизмом» в 1949 ГОСЕТ был закрыт.