ЛЕ́НЬЯ ЛОТТЕ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕ́НЬЯ (Lenya, Lenja) Лотте (Лотта; наст. имя и фам. Каролина Вильгельмина Шарлотта Бламауэр, Blamauer) (18.10.1898, Вена – 27.11.1981, Нью-Йорк), австр. и амер. актриса театра, кино и кабаре, певица (сопрано и меццо-сопрано), танцовщица. Родилась в семье кучера и прачки, с 6 лет выступала в бродячем цирке на окраинах Вены: пела, танцевала, ходила по проволоке. С 1913 училась в Школе танца и ритмики по системе Э. Жак-Далькроза при Гор. театре Цюриха (в 1914–20 работала в этом театре как балетная статистка и хористка), одновременно брала уроки актёрского мастерства у Р. Реви. В 1921–33 выступала в разл. театрах и кабаре Берлина в постановках режиссёров-экспрессионистов. Пользовалась успехом в амплуа т. н. девочки-вамп. В 1926 вышла замуж за композитора К. Вайля, в чьих сценич. произведениях (написанных совм. с Б. Брехтом) на рубеже 1920–30-х гг. получила широкую известность: Дженни («Трёхгрошовая опера»; экранизация реж. Г. В. Пабста), Дженни (опера «Возвышение и падение города Махагони»). Творч. стиль Л. во многом повлиял на формирование теории эпического театра и новой, синтетич. актёрской школы. Гастролировала в Вене, Париже, Лондоне. Делала студийные записи зонгов. В 1933 эмигрировала. В том же году исполнила роль Анны I в премьере балета с пением «Семь смертных грехов мещанина» Вайля – Брехта в Париже (хореограф Дж. Баланчин).
С 1935 жила в США. Выступала в ночных клубах и ресторанах Нью-Йорка, на радио, записывала пластинки, участвовала в турне по стране с драматич. и муз. труппами. Играла на Бродвее в спектаклях с муз. К. Вайля (драма-оратория «Путь предначертанный», текст Ф. Верфеля, реж. М. Рейнхардт; мюзикл «Флорентийский смутьян» и др.), а также в первых постановках пьес М. Андерсона «Свеча на ветру», «Босиком в Афины». Вершиной сценич. деятельности Л. в США стало новое исполнение роли Дженни в «Трёхгрошовой опере». По инициативе и под упр. Л. Бернстайна пьеса с участием Л. была представлена в концертном исполнении на фестивале «Creative Arts» в Бостоне (1952), а затем поставлена в Нью-Йорке. В бродвейской премьере мюзикла «Кабаре» Дж. Кандера и Ф. Эбба (1966) Л. виртуозно сыграла роль хозяйки пансиона Шнайдер – центральную в театральном варианте пьесы. С 1950-х гг. Л. гастролировала по Европе. В 1965 с триумфальным успехом исполнила гл. роль в пьесе «Мамаша Кураж и её дети» Б. Брехта на Рурском фестивале в Реклингхаузене. В 1960-х гг. снималась в кино («Римская весна миссис Стоун», «Из России с любовью» и др.). В 1962 основала в Нью-Йорке Центр и фонд Вайля. В 2007 в бродвейском «Манхэттен тиэтр клаб» состоялась премьера муз. спектакля «Любовь-Музыка» [по переписке Л. и Вайля; текст А. Ури, муз. Вайля (аранжировщик Дж. Таник), реж. Г. Принс; в роли Л. – Д. Мерфи].