Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДА́ТСКИЙ КОРОЛЕ́ВСКИЙ БАЛЕ́Т

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 343

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Я. Суриц

ДА́ТСКИЙ КОРОЛЕ́ВСКИЙ БАЛЕ́Т (Den Køngelige Danske Ballet), ба­лет­ная труп­па Ко­ро­лев­ско­го дат. те­ат­ра. Ос­но­ван в 1748 в Ко­пен­га­ге­не. С 1754 при те­ат­ре су­ще­ст­во­ва­ли тан­це­валь­ные клас­сы, пре­об­ра­зо­ван­ные в 1771 П. Ло­ра­ном в ба­лет­ную шко­лу (су­ще­ст­ву­ет и по­ны­не). В 1775–1816 в труп­пе ра­бо­тал В. Га­ле­от­ти, ста­вив­ший мо­ну­мен­таль­ные дей­ст­вен­ные ба­ле­ты, час­то на сю­же­ты У. Шек­спи­ра и Воль­те­ра. В ре­пер­туа­ре те­ат­ра со­хра­ня­ет­ся его ба­лет («При­чу­ды Ку­пи­до­на и ба­лет­мей­сте­ра» Й. Лол­ле, 1786). В 1829–77 труп­пу воз­глав­лял А. Бур­нон­виль, и ре­пер­ту­ар со­сто­ял в осн. из его по­ста­но­вок («Силь­фи­да» Х. Лё­вен­шел­ля, 1836, и др.). Бла­го­да­ря Бур­нон­ви­лю, со­еди­нив­ше­му франц. клас­сич. тра­ди­цию и нац. ко­ло­рит, Д. к. б. об­рёл ин­ди­ви­ду­аль­ный стиль. Бур­нон­виль вос­пи­тал неск. по­ко­ле­ний ис­пол­ни­те­лей. Ми­ро­вой из­вест­но­стью поль­зо­ва­лись Л. Гран, од­на из не­мно­гих дат. ба­ле­рин, ра­бо­тав­ших за пре­де­ла­ми стра­ны, а так­же Дж. Прайс, Б. Шнелль, В. Прайс, Э. Хан­сен и др. В по­сле­дую­щие го­ды ба­лет­ную труп­пу воз­глав­ля­ли уче­ни­ки Бур­нон­ви­ля – Л. Га­де (1877–1890), Х. Бек (1894–1915). В 1920–1930-е гг. в ре­пер­туа­ре Д. к. б. поя­ви­лись ба­ле­ты М. М. Фо­ки­на, Дж. Ба­лан­чи­на и др. Х. Лан­дер, воз­глав­ляв­ший труп­пу в 1931–51, со­хра­няя нац. ре­пер­ту­ар, зна­ко­мил ар­ти­стов с др. тан­це­валь­ны­ми шко­ла­ми. Бла­го­да­ря его уси­ли­ям к 1950-м гг. Д. к. б. при­об­рёл ши­ро­кую из­вест­ность. В 1953 со­стоя­лись пер­вые за­ру­беж­ные га­ст­ро­ли. Дат. ар­ти­сты на­ча­ли ра­бо­тать в разл. стра­нах ми­ра (осо­бой из­вест­но­стью поль­зо­вал­ся Э. Брун), а хо­рео­гра­фы – ста­вить за ру­бе­жом нац. ба­ле­ты. Сре­ди из­вест­ных ис­пол­ни­те­лей: М. Лан­дер, К. Ра­лов, М. Ванг­со, К. Си­мо­не, М. Шан­не, Т. Лан­дер, Н. Б. Лар­сен, Б. Ра­лов, П. Мар­тинс. К кон. 1950-х гг. в труп­пу впер­вые ста­ли при­ни­мать вос­пи­тан­ни­ков др. тан­це­валь­ных школ. Боль­шое зна­чение для Д. к. б. име­ла дея­тель­ность Ф. Флинд­та, воз­глав­ляв­ше­го его в 1966–1978 и стре­мив­ше­го­ся дос­тичь рав­но­ве­сия ме­ж­ду тра­диц. и совр. ре­пер­туа­ром («Урок» Ж. Дель­рю, по пье­се Э. Ио­не­ско, 1964; «Три­умф смер­ти» Т. Коп­пе­ля, 1972, и др.). Флиндт впер­вые при­гла­сил в Д. к. б. хо­рео­гра­фов-мас­те­ров тан­ца мо­дерн (П. Тей­лор, Х. Ли­мон). В по­сле­дую­щие го­ды труп­пой ру­ко­во­ди­ли Х. Крон­стам (1978–85), Ф. Ан­дер­сен (1985–94 и с 2002). Сре­ди из­вест­ных ар­ти­стов кон. 20 – нач. 21 вв.: А. Лер­ке­сен, Л. Еп­пе­сен, Й. Элиа­сен, Й. Коб­борг, Г. Бое­сен, К. Ка­вал­ло, Т. Хёй­лунн, Т. Лунн, М. Бланг­ст­руп, Н. Хюб­бе.

Лит.: Bournonville A. Mit theaterliv. Kbh., 1848–1878. Pt. 1–3. Kbh., 1979. Bd 1–2; Kragh-Jakobsen S. The Royal Danish Ballet. Cph., 1955; Dance in Denmark / Ed. E. Aschen­green, E. Mork, K. Madsen. Cph., 1991; Кра­сов­ская В. М. За­пад­но­ев­ро­пей­ский ба­лет­ный те­атр. Очер­ки ис­то­рии. Ро­ман­тизм. М., 1996.

Вернуться к началу