КУЗНЕ́ЦКИЙ АЛАТА́У

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2020 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. С. Самойлова, А. В. Хорошев

КУЗНЕ́ЦКИЙ АЛАТА́У, горная система в северо-западной части гор Южной Сибири, в России (Кемеровская обл., Хакасия). Протяжённость с северо-запада на юго-восток ок. 300 км. Юго-западный макросклон уступами обрывается к Кузнецкой котловине; отроги северо-восточного макросклона (Батенёвский кряж) далеко вдаются в Минусинскую впадину. Северная часть горной системы постепенно опускается к Западно-Сибирской равнине, южная – примыкает к Абаканскому хребту и Горной Шории.

Рельеф

Кузнецкий Алатау – преимущественно низкие и средние массивно-глыбовые горы, не составляющие единого хребта. Характерная черта их рельефа – сочетание типично гольцовых куполовидных форм с обширными выровненными водораздельными пространствами. Юго-западный склон более короткий, крутой и глубокорасчленённый, чем северо-восточный. Водораздел смещён к юго-западу. Северо-восточный склон нечётко отделён от всхолмленных окраин Минусинской и Чулымо-Енисейской котловин. Состоит из системы глубокорасчленённых хребтов (Тигертыш, Саргая) и разновысотных (1600–1250 м, 1250–1000 м, 1000–800 м) массивов (т. н. таскылы) с широко развитыми поверхностями выравнивания, перекрытыми курумами. На севере преобладают низкогорья, в центральной части – среднегорья. На юге (Тигертышский горный узел) распространены альпинотипные высокогорья (гора Верхний Зуб, 2178 м – высшая точка Кузнецкого Алатау) с обилием скальных выходов горных пород, курумами, нивальными нишами, ступенчатыми карами, каровыми лестницами, небольшими ледниковыми трогами, моренными валами. Основными современными агентами рельефообразования в высокогорье являются морозное и снежное выветривание, солифлюкция, в среднегорье и низкогорье – эрозия, карст. Карстовые формы распространены в известняках и доломитах бассейнов рек Кия, Урюп, Белый Июс, Теренсуг, а также в пределах Батенёвского кряжа.

В тектоническом отношении Кузнецкий Алатау представляет собой складчатую систему салаирского возраста в северной части Алтае-Саянской складчатой области Урало-Охотского подвижного пояса. Сложен верхнепротерозойскими и кембрийскими вулканогенно-осадочными толщами, офиолитами и раннесреднепалеозойскими гранитоидами. Известны месторождения руд железа (Ампалыкское, Лавреновское, Заповедное), марганца (Усинское); нефелиновых сиенитов (Кия-Шалтырское), коренные и россыпные месторождения золота и др.

Климат

Территория расположена в пределах умеренного климатического пояса. Климат континентальный. Среднегодовая температура воздуха изменяется от –3 °С в высогорных центральных районах горного хребта до 1,2 °С на северо-восточном макросклоне. Средняя температура января от –15,3 °С до –19,6 °С, июля – от 12,6 °С до 17,5 °С. Абсолютный минимум составляет от –40 °С до –56 °С. Сумма активных температур варьирует от 800 °С на границе субальпийского пояса до 1700 °С у лесостепных подножий. Хребет выполняет барьерную функцию по отношению к западному переносу воздушных масс. На юго-западном макросклоне выпадает 1200–1500 мм осадков в год, на северо-восточном склоне – в 2 раза меньше. Мощность снежного покрова у верхней границы леса, достигающая 3–4,5 м, препятствует промерзанию почвы и благоприятствует высокой влажности почв в начале вегетационного периода. Продолжительность залегания снежного покрова в высокогорьях до 6–9 месяцев. Наибольшей лавиноопасностью отличаются западные склоны гор. В центральной части Кузнецкого Алатау много снежников. Ледники длиной до 0,60,9 км спускаются существенно ниже климатической снеговой линии (выс. 12001450 м). Оледенение представлено малыми и эмбриональными каровыми, лощинными, присклоновыми ледниками, которые поддерживаются на подветренных склонах метелевым переносом. Площадь современного оледенения 6,8 км2 (91 ледник, максимальная площадь – 0,3 км2). Ледники находятся в состоянии деградации.

Реки и озёра

Кузнецкий Алатау дренируется реками бассейнов Томи (Тайдон, Нижняя Терсь, Средняя Терсь, Верхняя Терсь, Уса, Теренсуг) и Чулыма (Кия, Яя, Урюп, Чёрный Июс, Белый Июс). Снеговое питание формирует 60–70% годового стока, остальная часть – за счёт дождевого и подземного стока. Для рек характерно весеннее половодье и летне-осенняя межень, нарушаемая дождевыми паводками. Наименьшие расходы в конце зимней межени. Развита густая речная сеть: юго-западный макросклон расчленён узкими глубокими долинами притоков р. Томь; на реках обильны пороги и водопады. Значительная часть притоков р. Томь берёт начало из ледников, снежников и болот хорошо увлажнённого юго-западного макросклона. Горные болота (осоково-моховые, грядово-озерково-мочажинные) с мощностью торфа до 3 м выполняют роль естественного фильтра для природных вод, потребляемых в соседней густонаселённой Кузнецкой котловине. Для рек бассейна р. Чулым, стекающих с северо-восточного макросклона, характерны широкие, местами плоскодонные долины, частично заболоченные. Озёра многочисленны, самые большие сосредоточены у подножий северо-восточной окраины (Большой Берчикуль, Малый Берчикуль). Многие малые озёра приурочены к карам (выше 1000 м), некоторые подпружены конечно-моренными валами; глубина достигает 50–60 м. В низкогорье присутствуют озёра карстового происхождения.

Почвы, растительный и животный мир

В распределении почвенно-растительного покрова выражены высотная поясность и циркуляционно-экспозиционные различия ландшафтов. В низкогорьях и среднегорьях господствуют горно-таёжные ландшафты. Нижняя граница лесного пояса в южном направлении повышается от 500 до 800 м, верхняя – от 1000 до 1200 м.

На хорошо увлажнённом юго-западном макросклоне низкогорные осиново-пихтовые высокотравные (черневые) леса на дерново-глубокоподзолистых и серых метаморфических непромерзающих почвах распространены на высотах 300600 м. Обилен подлесок, в котором представлены черёмуха, карагана, спирея, калина, жимолость, жёлтая акация. В травостое встречаются виды, свойственные европейским широколиственным лесам – копытень, ясменник и др. На лесных полянах распространены крупнотравные луга – большетравье высотой до 2,5 м (дудник, борец, борщевик, живокость, таволга и др.). Встречаются леса с участием липы сибирской. Большие площади влажных низкогорий занимают вторичные берёзовые и берёзово-осиновые крупнотравные леса. На высотах 600800 м преобладают елово-пихтово-кедровые леса крупнотравно-вейниковые, вейниково-зеленомошные на бурозёмах. Выше 800 м они сменяются темнохвойными, преимущественно кедрово-пихтовыми зеленомошными лесами со слаборазвитым подлеском и травяным ярусом на горных бурозёмах типичных. С выс. 1150–1200 м леса сменяются берёзово-пихтово-кедровыми редколесьями на бурозёмах грубогумусовых или подбурах и субальпийскими лугами на горно-луговых почвах, местами – кустарниковыми сообществами из берёзы круглолистной и ивы. У каменистых россыпей в местах повышенного снегонакопления обычны берёзовые криволесья и «юбочные» пихтачи. Выше 1300–1500 м развиты альпийские луговины (водосбор, чемерица, дороникум, левзея, соссюрея) и мохово-лишайниковые и травяно-кустарничковые тундры на подбурах и литозёмах серогумусовых, грубогумусовых, перегнойных. На поверхностях выравнивания господствуют каменистые россыпи.

На менее увлажнённом северо-восточном макросклоне ландшафты отличаются остепнённостью и повышенной долей лиственницы и сосны в древостое. Предгорная и низкогорная части заняты мелкодерновинными и разнотравно-злаковыми степями на чернозёмах оподзоленных, экспозиционными берёзово-лиственничными лесостепями на серых метаморфических почвах. По крутым склонам световых экспозиций степные сообщества поднимаются до абсолютных высот 550—600 м. Выше господствуют парковые лиственничные и остепнённые лиственнично-сосновые леса с разнотравно-злаковым, разнотравно-осочковым покровом на дерново-подзолистых или чернозёмовидных почвах. На высотах 800—1100 м, как и на западном склоне, доминируют пихтово-кедровые зеленомошные леса на подзолистых почвах.

Животный мир наиболее богат в лесном поясе, в котором обитают: бурый медведь, рысь, лось, сибирский северный олень (занесён в Красную книгу РФ), косуля, кабарга, росомаха, лисица, соболь, колонок, бурундук, ласка, белка, барсук, горностай, выдра, бобр. В орнитофауне типичны: глухарь, рябчик, тетерев, кедровка, оляпка, клесты, дятлы и др.; в Красную книгу РФ внесены: чёрный гриф, орёл-могильник, кречет, орлан-белохвост, балобан, лунь степной, лебедь малый, чёрный журавль, журавль-красавка, аист чёрный. В ихтиофауне представлены: таймень, хариус, ленок, речной гольян, елец, сибирский голец, сибирская речная минога и др.

Состояние и охрана окружающей среды

Ведётся добыча угля открытым способом (у западных подножий), нефелиновых руд, золота. Осуществляются лесозаготовки и промыслы недревесных ресурсов леса, в т. ч. промысел кедрового ореха. Традиционны охота и рыболовство (таймень, хариус, ленок). В лесостепном поясе восточного склона выпасается скот. Часть населения занята обслуживанием туристов, обеспечением деятельности охраняемых природных территорий.

Ландшафты испытывают негативное воздействие промышленного загрязнения, поступающего с западным переносом со стороны соседнего Кузбасского региона, а также от действующего нефелинового рудника (Белогорск). В лесном поясе наблюдается суховершинность и усыхание кедра и пихты. Основными загрязняющими веществами техногенного происхождения являются оксиды серы, углерода, азота, углеводороды, 4-бенз(а)пирен, соединения металлов (ртуть, свинец, медь, мышьяк, кадмий), кремния, цианиды, фториды. Заражение пихты гнилями стимулируется загрязнением среды. Наблюдается техногенное накопление свинца, ртути в торфяных отложениях. В местах добычи руд остаются нерекультивированные отвалы и отстойники, изменён гидрологический режим рек в результате создания искусственных запруд. Имеет место загрязнение рек (нефтепродукты, фенолы, железо) за счёт деятельности горнодобывающих предприятий и геологоразведочных работ. При лесозаготовках в условиях горного рельефа происходит нарушение почвенного покрова, заиление и загрязнение водоёмов, нарушение режима стока.

Для охраны природы созданы государственный природный заповедник Кузнецкий Алатау, комплексные региональные заказники Бельсинский, Барзасский, Чумайско-Иркутяновский, Июсский, Олений Перевал, Кискачинский.

Живописные ландшафты Кузнецкого Алатау широко используются для рекреации (развит горнолыжный, водный, пеший, конный туризм и др.). Практикуется сплав по горным рекам (Тайдон, Уса, Кия и др.), пешие походы к гольцам, горным озёрам, ледникам (Поднебесные Зубья и др.), спелеотуризм (Белокаменный Плёс, Пещерный Край, Пещера Памятная). В заповеднике Кузнецкий Алатау работает экологический центр, создана экологическая тропа. Есть возможности санаторно-курортного лечения минеральными водами, отдыха на горнолыжных курортах (Горная Саланга), у озёр с рыболовством (Большой Берчикуль).

История исследований

Первые сведения о западных предгорьях Кузнецкого Алатау получены при казачьих походах 160727 гг. под предводительством атаманов И. Павлова, Б. Константинова, сотника И. Пущина. Начало картографированию и научному описанию положили: Д. Г. Мессершмидт, российский геодезист П. Г. Чичагов (172530), немецкий естествоиспытатель И. Г. Гмелин, П. С. Паллас. Российский горный инженер Л. А. Соколовский и П. А. Чихачёв установили размеры угленосной площади в предгорьях. В 19 в. пионерные исследования природы проводили: российские геологи Г. Е. Щуровский, И. Д. Черский, ботаник П. Н. Крылов (18871915), геолог и геоморфолог И. П. Толмачёв (1898), польский геолог К. Богданович. В 20 в. большой вклад в изучение природы Кузнецкого Алатау внесли: российские геологи М. А. Усов, К. В. Радугин (1939) ботаник А. В. Куминова (194549), почвоведы Б. Ф. Петров (193846), Н. И. Ильиных (1970), С. С. Трофимов (196975), гляциолог П. С. Шпинь (196791), зоолог Т. Н. Гагина (19752014).

Михайлов Н. И. Горы Южной Сибири : очерк природы. – Москва : Географгиз, 1961.
Шпинь П. С. Оледенение Кузнецкого Алатау. – Москва : Наука, 1980. – (Результаты исследований по международным геофизическим проектам).
Магидович И. П. Очерки по истории географических открытий : в 5 т. — Москва : Просвещение, 1982‒1986. – 5 т.
Рациональное природопользование и охрана природы в СССР / под ред. Н. А. Гвоздецкого, Г. С. Самойловой. – Москва : Географический факультет МГУ, 1989.
Ильичев А. И. География Кемеровской области / Ильичев А. И., Соловьев Л. И. – Кемерово : Книжное издательство, 1994.
Заповедник Кузнецкий Алатау. – Кемерово : Азия, 1999.
Макунина Н. И. Луга лесного пояса Кузнецкого Алатау / Макунина Н. И., Мальцева Т. В. // Растительность России. – 2003. – № 4. – С. 51–61.
Лащинский Н. Н. Высокотравные сообщества в ландшафтах лесного и субальпийского пояса Кузнецкого Алатау / Лащинский Н. Н., Демиденко Н. В. // Ботанические исследования Сибири и Казахстана. – 2007. – Вып. 13. – С. 100–106.
Заславская М. Б. Гидролого-экологические особенности водных объектов заповедника Кузнецкий Алатау / Заславская М. Б., Повалишникова Е. С., Фролова Н. Л. // Вестник Московского университета. Серия 5: География. – 2008. – № 5. – С. 8–14.
Волкова И. И. Болота Кузнецкого Алатау как естественные фильтры природных вод / Волкова И. И., Байков К. С., Сысо А. И. // Сибирский экологический журнал. – 2010. – Т. 3. – С. 379–388.
Бочарников М. В. Высотная поясность растительного покрова восточного макросклона Кузнецкого Алатау / Бочарников М. В., Исмаилова Д. М. // Вестник Московского университета. Серия 5: География. – 2011. – № 6. – С. 76–84.
Власенко В. И. Горные южнотаёжные леса заповедника «Кузнецкий Алатау» // Хвойные бореальной зоны. – 2011. – Т. 29, № 3–4. – С. 201–208.
Адаменко М. М. Гляциальный рельеф юга Кузнецкого Алатау / Адаменко М. М., Адаменко М. Ф., Гутак Я. М. // Геоморфология. – 2013. – № 2. – С. 44–51.
Бажина Е. В. Усыхание пихтово-кедровых лесов Кузнецкого Алатау в условиях техногенного загрязнения / Бажина Е. В., Сторожев В. П., Третьякова И. Н. // Лесоведение. – 2013. – № 2. – С. 15–21.
Смоленцев Б. А. Почвенный покров государственного природного заповедника «Кузнецкий Алатау» //  Труды Тигирекского заповедника. – 2015. – Вып. 7: Горные экосистемы Южной Сибири: изучение, охрана и рациональное природопользование. – С. 162–166.
Адаменко М. М. Изменение климата и размеров ледников в горах Кузнецкого Алатау в 1975‒2015 гг. / Адаменко М. М., Гутак Я. М., Антонова В. А. // Лед и Снег. – 2017. – Т. 57, № 3. – С. 334–342.
Егорова Н. Т. История географических исследований в Кемеровской области / Егорова Н. Т., Удодов Ю. В // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Биологические, технические науки и науки о Земле. – 2017. – № 1. – С. 37–42.
Смоленцев Б. А. Буроземы Кузнецкого Алатау, их свойства и разнообразие / Смоленцев Б. А., Смоленцева Е. Н. // Вестник Томского государственного университета. Биология. – 2020. – № 50. – С. 6–27.

Интернет-ресурс:
Государственный природный заповедник «Кузнецкий Алатау»

Вернуться к началу