Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭКО́И

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 263-264

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов

ЭКО́И (экоидные народы, эд­жа­гам, эк­ве), груп­па на­ро­дов в Зап. Аф­ри­ке. Жи­вут к во­сто­ку от р. Кросс на юго-вос­то­ке Ни­ге­рии (штат Кросс-Ри­вер; 100 тыс. чел. – 2017, оцен­ка) и за­па­де Ка­ме­ру­на (деп-т Ма­нью на се­ве­ре Юго-Зап. пров.; 100 тыс. чел.). Ме­ста­ми про­жи­ва­ют сме­шан­но с эфик. Вклю­ча­ют соб­ст­вен­но Э., ака­жу, эд­жа­гам (обанг, кеа­ка), нкумм, нде (удом, мбен­кпе, экам­ту­лу­фу), нсе­ле, нкем (нким), ман­та (нта, атам), ннам (ндем) и др. Го­во­рят на язы­ках эко­ид­ной груп­пы в со­ста­ве бан­то­ид­ных язы­ков. Пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки (с 1976); счи­та­ют­ся соз­да­те­ля­ми пик­то­гра­фич. пись­ма нси­би­ди, до сер. 20 в. ши­ро­ко рас­про­стра­нён­но­го сре­ди на­ро­дов Юж. Ни­ге­рии и Зап. Ка­ме­ру­на. В осн. ка­то­ли­ки, есть про­те­стан­ты (пре­сви­те­риа­не) и му­суль­ма­не-сун­ни­ты, при­вер­жен­цы тра­диц. ве­ро­ва­ний и аф­ро­хри­сти­ан­ских церк­вей и сект.

Экои. Маска-наголовник, обтянутая кожей. Линден-музеум (Штутгарт).

В 17 – нач. 18 вв. тер­ри­то­рия Э. бы­ла осн. ис­точ­ни­ком ра­бов для эфик и иби­био. До 1920-х гг. на­хо­ди­лись в от­но­сит. изо­ля­ции. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для Гви­ней­ской по­доб­ла­сти Зап. Аф­ри­ки. За­ни­ма­ют­ся руч­ным зем­ле­де­ли­ем (ямс, ма­ни­ок, ба­тат, ара­хис, ба­на­ны, ку­ку­ру­за, мас­лич­ная паль­ма), охо­той и ры­бо­лов­ст­вом. Раз­ви­ты пле­те­ние, тка­че­ст­во, гон­чар­ст­во, резь­ба по де­ре­ву и др. По­се­ле­ние ли­ней­ной пла­ни­ров­ки, жи­ли­ще круг­лое. Ос­но­ву со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции со­став­ля­ют де­ревен­ские и боль­ше­се­мей­ные об­щи­ны, ро­до­вая ор­га­ни­за­ция, муж­ское тай­ное об­щест­во «лю­дей-лео­пар­дов» (Эг­бо), рас­про­стра­нён­ное по всей Юж. Ни­ге­рии, жен­ские тай­ные обще­ст­ва (Эк­па, или Нимм-Мбо­ан­дем, и др.), воз­раст­ные ин­сти­ту­ты, кор­по­ра­тив­ные ас­со­циа­ции охот­ни­ков за го­ло­ва­ми. Счёт род­ст­ва двой­ной уни­ла­те­раль­ный, брач­ное по­се­ле­ние ви­ри- и авун­ку­ло­ло­каль­ное. Рас­про­стра­не­ны по­ли­ги­ния, со­ро­рат и ле­ви­рат. Тра­диц. ве­ро­ва­ния свя­за­ны с куль­та­ми пред­ков (икан) и сил при­ро­ды, пред­став­ле­ния­ми о не­бес­ном От­це и зем­ной Ма­те­ри. Фольк­лор – сказ­ки, пес­ни и др. Резь­ба по де­ре­ву сти­ли­сти­че­ски от­но­сит­ся к вост. груп­пе Гви­ней­ско­го по­бе­ре­жья: мас­ки-на­го­лов­ни­ки об-ва Эг­бо, в т. ч. с дву­мя и тре­мя ли­ца­ми («Янус»), на­ту­ра­ли­сти­че­ские по сти­лю, час­то с ро­га­ми, рас­кра­ше­ны, об­тя­ну­ты ко­жей, с на­клад­кой из во­лос, ин­кру­ста­ци­ей глаз и зу­бов (см. илл. к ст. Мас­ка); фи­гур­ки пред­ков в форме стол­бов с на­вер­шия­ми в ви­де изо­бра­же­ний го­ло­вы и др.

Лит.: Forde D. Yako studies. L.; N. Y., 1964; Onor S. O. The Ejagham nation in the Cross River Region of Nigeria. Ibadan, 1994; Nevin T. A. Why the fly buzzes: an Ekoi folk tale. Durbanville, 1995.

Вернуться к началу