Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭКЛО́ГА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 262

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Г. Юрченко

ЭКЛО́ГА (лат. ecloga, от греч. ἐϰλογή – вы­бор­ка, со­б­ра­ние), ли­те­ра­тур­ный жанр. В ан­тич­но­сти так пер­во­на­чаль­но обо­зна­ча­лось от­дель­ное («из­бран­ное») сти­хо­тво­ре­ние не­боль­шо­го объ­ё­ма и про­из­воль­но­го со­дер­жа­ния. Та­кое на­зва­ние в боль­шин­ст­ве ру­ко­пи­сей имел сб. «Бу­ко­ли­ки» Вер­ги­лия, объ­е­ди­нив­ший про­из­ве­де­ния, на­пи­сан­ные в под­ра­жа­ние идил­ли­ям Фео­кри­та; по­сле не­го по­ня­тие Э. за­кре­п­ля­ет­ся за про­из­ве­де­ния­ми пре­им. (но не толь­ко) бу­ко­ли­че­ской, пас­ту­ше­ской те­ма­ти­ки. Э., как она сло­жи­лась в твор­че­ст­ве Вер­ги­лия, ока­за­ла ре­шаю­щее воз­дей­ст­вие на пас­то­раль­ную тра­ди­цию по­сле­дую­щих ве­ков; в ней по­лу­чи­ли оформ­ле­ние чер­ты жан­ро­во­го ка­но­на, ко­то­рые со­хра­ня­лись вплоть до 18 в.: ус­лов­ные пас­ту­хи ус­лов­ной Ар­ка­дии, слу­жа­щие для вы­ра­же­ния не­ко­то­ро­го, не имею­ще­го пря­мо­го от­но­ше­ния к их пас­ту­ше­ско­му со­стоя­нию смыс­ла. Та­ко­му вос­при­ятию жан­ра в не­ма­лой сте­пе­ни спо­соб­ст­во­ва­ла ком­мен­та­тор­ская тра­ди­ция со вре­мён Сер­вия (4 в.), пред­по­ло­жив­ше­го, что под име­нем Ти­ти­ра в пер­вой Э. (а имен­но с неё ве­ка­ми на­чи­на­лось обу­че­ние лат. язы­ку) по­эт под­ра­зу­ме­ва­ет се­бя, а пас­то­раль­ная um­bra (тень) над от­ды­хаю­щим Ти­ти­ром зна­ме­ну­ет по­кро­ви­тель­ст­во имп. Ав­гу­ста. Окон­ча­тель­но оформ­ля­ет­ся у Вер­ги­лия и ха­рак­тер­ный пас­то­раль­ный топос – иде­аль­ный ланд­шафт, «locus amoe­nus» («при­ят­ный уго­лок»), ко­то­рый у Фео­кри­та с его изо­би­лую­щи­ми при­род­ны­ми под­роб­но­стя­ми опи­са­ния­ми, со­дер­жа­щи­ми упо­ми­на­ния птиц, на­се­ко­мых, раз­ных трав, цве­тов и де­ревь­ев, был ещё впол­не ре­аль­ным пей­за­жем. Этот то­пос, впер­вые вы­де­лен­ный Э. Р. Кур­циу­сом, вклю­ча­ет в се­бя де­ре­во или груп­пу де­ревь­ев, луг, ру­чей; к ним мо­гут быть до­бав­ле­ны пе­ние птиц, цве­ты, лёг­кое ду­но­ве­ние ве­тер­ка. На этом ус­лов­ном при­род­ном фо­не и бу­дет ра­зыг­ры­вать­ся дей­ст­во но­во­ев­ро­пей­ской пас­то­ра­ли.

По­ня­тие Э. со­хра­ня­ет в совр. ли­те­ра­ту­ре весь ком­плекс на­ко­п­лен­ных мно­го­ве­ко­вой ис­то­ри­ей жан­ра ас­со­циа­ций; напр., «По­ле­вая эк­ло­га» (1963), «Эк­ло­га 4-я (зим­няя)» (1980) и «Эк­ло­га 5-я (лет­няя)» (1981) И. А. Брод­ско­го.

Лит.: Jones R. F. Eclogue types in English poetry of the eighteenth century // Journal of English and Germanic Philology. 1925. Vol. 24; Leach E. W. Virgil’s eclogues: Landscapes of experience. Ithaca, 1974; Гас­па­ров М. Л. Вер­ги­лий – по­эт бу­ду­ще­го // Вер­ги­лий. Бу­ко­ли­ки. Ге­ор­ги­ки. Энеи­да. М., 1979.

Вернуться к началу