Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭКЛЕКТИ́ЗМ

Авторы: Д. П. Шульгина
Эклектизм. Здание почты и телеграфа (Паласио-де-Комуникасьонес, ныне здание мэрии) в Мадриде. 1907–19. Архитектор А. Паласиас-и-Рамило и др.

ЭКЛЕКТИ́ЗМ, эк­лек­ти­ка (от греч. ἐϰλεϰτιϰός – вы­би­раю­щий), на­прав­ле­ние в ар­хи­тек­ту­ре и де­ко­ра­тив­но-при­клад­ном ис­кус­ст­ве сер. – 2-й пол. 19 в., для ко­то­ро­го ха­рак­тер­но со­еди­не­ние эле­мен­тов раз­ных сти­лей и де­ко­ра­тив­ных мо­ти­вов в од­ном про­из­ве­де­нии. Воз­ник­но­ве­ние Э. в 1830-е гг. свя­за­но с рас­падом эс­те­тич. сис­те­мы клас­си­циз­ма и стрем­ле­ни­ем ар­хи­тек­то­ров к боль­шей твор­че­ской сво­бо­де. В от­ли­чие от со­вре­мен­ных ему ис­то­ри­че­ских сти­лей, пред­по­ла­гаю­щих сти­ле­вое един­ст­во в рам­ках од­но­го про­ек­та, в Э. вы­бор сти­ле­вых ком­по­нен­тов с це­лью соз­да­ния ори­ги­наль­но­го про­из­ве­де­ния оп­ре­де­лял­ся их эс­те­тич. при­вле­ка­тель­но­стью и уме­ст­но­стью по от­но­ше­нию к функ­ции по­строй­ки. От­сут­ст­вие чёт­ко сфор­му­ли­ро­ван­ных фор­маль­ных кри­те­ри­ев и час­то бес­прин­цип­ное со­еди­не­ние раз­но­род­ных эле­мен­тов вы­зы­ва­ли кри­ти­ку и при­да­ли тер­мину «Э.» не­га­тив­ную ок­ра­ску. Тем не ме­нее Э. ши­ро­ко ис­поль­зо­вал­ся для па­рад­но­го строи­тель­ст­ва (зда­ния му­зе­ев, те­ат­ров, во­кза­лов, тор­го­вых пас­са­жей и др.). В рам­ках Э. су­ще­ст­во­ва­ли отд. сти­ле­вые на­прав­ле­ния со свои­ми осо­бен­но­стя­ми (Вто­рой им­пе­рии стиль во Фран­ции и др.), в кон. 19 в. по­пу­ляр­ность при­об­рёл род­ст­вен­ный Э. стиль бо­зар (в США и др.). В не­ко­то­рых стра­нах и ре­гио­нах (Ис­па­ния, Лат. Аме­ри­ка) и в твор­чест­ве отд. ма­сте­ров Э. встре­ча­ет­ся до сер. 20 в. В Рос­сии под Э. ино­гда по­ни­ма­ют соб­ст­вен­но Э., ис­то­ризм и ис­то­рич. сти­ли в ар­хи­тек­ту­ре 19 в. В ши­ро­ком смыс­ле тер­мин «Э.» обо­зна­ча­ет со­еди­не­ние раз­но­род­ных ху­дож. эле­мен­тов как твор­че­ский при­ём (напр., в по­стмо­дер­низ­ме).

Лит.: Да­ви­дич Т. Ф., Ка­чем­це­ва Л. В. Эк­лек­ти­ка в ар­хи­тек­ту­ре. М., 2016.

Вернуться к началу