Ю́РСКАЯ СИСТЕ́МА (ПЕРИ́ОД)
-
Рубрика: Геология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Ю́РСКАЯ СИСТЕ́МА (ПЕРИ́ОД) (юра), вторая система (период) мезозойской эратемы (эры). В общей стратиграфич. (геохронологич.) шкале следует после триасовой системы (периода) и предшествует меловой системе (периоду). Временны́е границы юрского периода определены изотопными методами в пределах от 201,3 до 145,0 млн. лет назад; продолжительность периода 56,3 млн. лет. Юрская система в её совр. объёме выделена в 1822 А. Гумбольдтом под назв. «юрская формация» в горах Юра. На территории Сев. и Центр. Евразии юрские отложения впервые установлены К. Л. фон Бухом (1840); первая схема их стратиграфич. расчленения разработана рос. геологом К. Ф. Рулье (1845–1849) в Подмосковье.
Подразделения
В российской и международной стратиграфических шкалах система подразделяется на 3 отдела: нижний, средний и верхний (ранее – лейас, доггер и мальм), впервые выделенные на территории Центральной Европы К. Л. фон Бухом (1836). Там же А. Д. Д’Орбиньи (1850–52) разработал ярусное расчленение юры (табл.). Названия ярусов происходят от географич. пунктов, вблизи которых впервые были описаны соответствующие отложения. Более детальное (зональное) расчленение отложений впервые выполнил нем. геолог А. Оппель (1856–58); в Центр. и Юж. Европе он выделил неск. десятков зон по аммонитам. В нижне- и среднеюрских отложениях эти зоны прослеживаются почти в глобальном масштабе; в верхней юре вследствие произошедших палеогеографич. изменений многие из зон не прослеживаются на территории Сев. Евразии и Сев. Америки (где разрабатываются «бореальные» схемы зонального расчленения), в Сев. Евразии невозможно выделение титонского яруса. Вместо него отеч. геологи (С. Н. Никитин, 1881, и др.) предложили волжский ярус, который рассматривали как возрастной эквивалент титонского и подразделяли на 3 подъяруса.
Юрские отложения участвуют в строении платформенного чехла древних платформ и палеозойских складчатых областей, входят в состав складчатых комплексов в областях мезозойской и кайнозойской складчатости, а также составляют основание осадочного слоя в окраинных частях ряда океанич. впадин.
Общая характеристика периода
В юрском периоде усиливаются тектонич. движения. На всём протяжении Средиземноморского подвижного пояса в начале юры произошёл разрыв континентальной коры суперконтинента Пангея II и раскрытие океанич. бассейна Тетис, который разделил Пангею II на Лавразию на севере и Гондвану на юге. В течение юрского периода Тетис (к которому в то время относился и раскрывавшийся бассейн Центр. Атлантики) расширялся. В его осевой части происходил процесс спрединга, накапливались глубоководные глинистые, кремнистые, карбонатные отложения, а в срединно-океанических хребтах – подводные излияния пиллоу-базальтов и внедрение диабазовых даек. На юж. пассивной окраине накапливались гл. обр. карбонатные осадки; на сев. окраине, которая имела как активный, так и пассивный характер, состав отложений более пёстрый, иногда с проявлениями известково-щелочного вулканизма. В начале байосского века средней юры в Крымско-Кавказском сегменте Тетиса произошла первая фаза его сокращения. Сев. пассивная окраина палеоокеана преобразовалась в активную, что сопровождалось дзирульской фазой мезозойской (киммерийской) складчатости, а позднее – в байосе и бате – над зоной субдукции формировался Понтийско-Закавказский вулканоплутонич. пояс.
С середины средней юры началось раскрытие «молодых» океанич. бассейнов (сначала при распаде Гондваны). Первый бассейн – Мозамбикский образовался при отчленении от Африкано-Аравийского континента Мадагаскара и Индостана, составлявших тогда единый континент. Второй – Западноавстралийско-Бенгальский бассейн – отделил от Гондваны Австралию с Антарктидой. Осн. часть этих нешироких бассейнов занимали зоны срединно-океанич. хребтов, где активно проявлялась вулканич. деятельность и накапливались мелководные осадки небольшой мощности.
Впадина Тихого ок. на протяжении юрского периода испытывала сокращение и имела активные окраины, где начиная с палеозоя развивались окраинно-континентальные подвижные пояса. Вулканич. деятельность преим. среднего – андезитового состава, связанная с формированием над зонами субдукции вулканич. дуг, проявлялась почти непрерывно. В междуговых и задуговых бассейнах накапливались песчано-глинистые, иногда флишоидные отложения огромной мощности (широко распространены в Верхояно-Чукотской обл. на Северо-Востоке России и в Приморье – на Сихотэ-Алине). От зап. окраины Тихого ок. отходили два океанич. бассейна – Монголо-Охотский (совр. Забайкалье, Приамурье) и Южно-Анюйский (Верхояно-Чукотская обл.), также испытывавшие сокращение и имеющие активные окраины. В конце юры первая крупная фаза складчатости привела к закрытию Монголо-Охотского бассейна и проявлению там позднемезозойского тектогенеза.
В наибольшей степени сокращение Тихого ок. в конце юры проявилось на его сев.-вост. окраине, где океанич. кора погружалась в зоне субдукции под Сев. Америку. Последняя перемещалась во встречном направлении – к западу – в связи с раскрытием в тылу бассейна Центр. Атлантики. Сильнейшее сжатие, обусловленное встречным взаимодействием континента и океана, вызвало проявление невадской фазы мезозойской складчатости и формирование складчатой системы Кордильер Сев. Америки. Сокращение площади Тихого ок. в осн. за счёт окраинных, наиболее глубоководных частей привело к сокращению его ёмкости и, как следствие, к повышению уровня Мирового ок. на протяжении юрского периода до 150 м выше современного.
На континенте Лавразия в условиях повышения уровня океана происходили широкие трансгрессии моря и возникали обширные мелководные эпиконтинентальные бассейны в Зап. и Центр. Европе, в Зап. Сибири, на Туранской низменности, Сибирской платформе и др. В сев. части Лавразии, где трансгрессии распространялись с севера, преобладающие отложения – песчано-глинистые, с фосфоритами и глауконитом. На юге (напр., на Туранской низменности), где трансгрессии распространялись из Тетиса, развиты мелководно-морские карбонатные, лагунные гипсоносные и соленосные отложения. Остальная территория подвергалась выравниванию, формировалась кора выветривания, местами в озёрно-болотных бассейнах накапливались песчано-глинистые отложения (иногда угленосные).
Территория Гондваны оставалась приподнятой и, несмотря на повышение уровня океана, осадконакопление на ней было только континентальным. В начале юры завершилось формирование некоторых впадин т. н. гондванского типа (Мараньян, Паранская, Кару), что сопровождалось мощным проявлением траппового магматизма. С поздней юры началось развитие обширных плоских синеклиз, заполнявшихся континентальными песчано-глинистыми отложениями. На остальной части Гондваны происходило выравнивание рельефа и формирование мощной коры выветривания.
Климат в юрском периоде был существенно теплее современного. Выделялся широкий экваториальный влажный тропический пояс; симметрично к северу и к югу от него – засушливый (аридный) и влажный (гумидный) умеренные пояса; нивальные пояса отсутствовали.
Органический мир
Исключительно благоприятные палеогеографич. условия способствовали бурному развитию органич. мира, который в юрском периоде приобрёл типично мезозойский облик.
Большое распространение получают фораминиферы, в поздней юре, наряду с бентосными, появляются и планктонные формы. Среди мор. беспозвоночных наиболее многочисленны двустворчатые и головоногие (аммониты и белемниты) моллюски, представленные высокоразвитыми группами. Двустворчатые и брюхоногие моллюски, часто встречающиеся в юрских отложениях, резко отличаются в палеогеографич. областях: в бассейнах умеренного пояса они представлены однообразными мелкими формами с тонкими раковинами; в области Тетиса и на прилегающих к нему территориях для них характерно большое разнообразие, массивные известковые раковины (часто образуют рифы наряду с шестилучевыми кораллами).
В водных бассейнах широко распространились рыбы. В этот период преобладают разнообразные пресмыкающиеся, достигающие гигантских размеров (до 25–30 м). Известны динозавры – наземные травоядные и хищные, морские (ихтиозавры, плезиозавры), летающие (птерозавры). Появились археоптериксы. Млекопитающие были представлены мелкими примитивными формами.
В растит. покрове господствовали голосеменные, преим. древние группы: гинкговые, беннеттитовые, цикадовые. Папоротники играли второстепенную роль. Хвойные были распространены в областях умеренного климата.
Полезные ископаемые
Рудные месторождения эндогенного происхождения известны во многих складчатых поясах. С телами ультраосновных магматич. пород связаны месторождения хромитов в зап. части Балканского п-ова (Динариды) и Кордильерах Сев. Америки; с вулканитами среднекислого состава в вулканоплутонич. поясах – медно-колчеданные месторождения на Кавказе, в Турции, Японии. Юрский возраст имеют гидротермальные полиметаллич. месторождения Сев. Осетии. В мезозойских складчатых поясах по окраинам Тихого ок. – в Верхояно-Чукотской обл., Индонезии, Кордильерах Сев. Америки находятся месторождения руд вольфрама, молибдена, олова, полиметаллов, золота, редких элементов, образовавшиеся в позднекиммерийскую эпоху складчатости и гранитоидного магматизма. В юрской системе широко распространены оолитовые железные руды, накапливавшиеся в мелководных мор. бассейнах; наиболее крупные месторождения – во Франции, Зап. Сибири, на Сибирской платформе. К нижнесреднеюрским корам выветривания приурочены залежи бокситов в Средиземноморье, на Юж. Урале, в Ср. Азии. С эпохой аридизации климата в поздней юре связано образование крупных месторождений солей в периферич. частях Тетиса, Андах, Мексиканском заливе.
Отложения системы заключают ок. 16% мировых запасов каменных углей, месторождения которых ассоциированы с озёрно-болотными или аллювиальными отложениями во впадинах на Сибирской, Китайско-Корейской, Южно-Китайской, Индостанской, Австралийской платформах, в грабенах в основании чехла палеозойских складчатых сооружений (напр., на вост. склоне Урала) и в межгорных впадинах мезозойских складчатых областей. Среди мелководно-морских и озёрных отложений распространены горючие сланцы (Зап. Европа, в России – Поволжье, Забайкалье; Монголия, Китай). В юрских отложениях сконцентрировано ок. 22% мировых запасов нефти; крупнейшие месторождения – в Мексиканского залива нефтегазоносном бассейне, Северного моря нефтегазоносной области, Персидского залива нефтегазоносном бассейне, Прикаспийской нефтегазоносной провинции, Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции; имеются на Скифско-Туранской и Австралийской платформах.