Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЛЕВИ́ЦКАЯ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. С. Лебедева
Н. В. Плевицкая.

ПЛЕВИ́ЦКАЯ (фамилия по пер­во­му му­жу; уро­ж­дён­ная Вин­ни­ко­ва) На­де­ж­да Ва­силь­ев­на [17(29).9.1884, с. Вин­ни­ко­во, ны­не Кур­ско­го р-на Кур­ской обл. – 5.10.1940, Рен, Фран­ция], российская эс­т­рад­ная пе­ви­ца. Из кре­сть­ян. Вы­сту­па­ла в эс­трад­ном ре­пер­туа­ре в Кие­ве, С.-Пе­тер­бур­ге и др. В 1908–09 ис­пол­ня­ла рус. пес­ни в рес­то­ра­не «Яр» в Мо­ск­ве, в 1909 пе­ла на Ни­же­го­род­ской яр­мар­ке, где её ус­лы­шал Л. В. Со­би­нов. С кон. 1909 вы­сту­па­ла в моск. те­ат­рах «Буфф» (труп­па А. Э. Блю­мен­таль-Та­ма­ри­на), «Эр­ми­таж» и др., по­зна­ко­ми­лась с Ф. И. Ша­ля­пи­ным, К. А. Ко­ро­ви­ным, К. С. Ста­ни­слав­ским, В. И. Ка­ча­ло­вым, И. М. Мо­ск­ви­ным и др. Не­од­но­крат­но пе­ла в Цар­ском Се­ле для Ни­ко­лая II и др. чле­нов имп. се­мьи. В 1911 со­вер­ши­ла тур­не (40 кон­цер­тов) по Рос­сии. В 1913 вы­сту­па­ла в пе­терб. Ма­ри­ин­ском те­ат­ре с Ве­ли­ко­рус­ским ор­ке­ст­ром. В нач. 1-й ми­ро­вой вой­ны бы­ла си­дел­кой в Ни­ко­ла­ев­ской об­щи­не в Ков­но, са­ни­тар­кой на фрон­те, пе­ла для ра­не­ных. В 1916 га­ст­ро­ли­ро­ва­ла по Рос­сии вме­сте с по­этом Н. А. Клюе­вым. В пер­вые го­ды Гражд. вой­ны 1917–1922 да­ва­ла бла­го­тво­рит. кон­цер­ты для сол­дат Бе­лой и Крас­ной ар­мий.

В 1920 эмиг­ри­ро­ва­ла че­рез Тур­цию вме­сте с ген. Н. В. Скоб­ли­ным, за ко­торо­го вы­шла за­муж. Жи­ла в Па­ри­же, вы­сту­па­ла в рус. рес­то­ра­не «Эр­ми­таж». Га­ст­ро­ли­ро­ва­ла в го­ро­дах Ев­ро­пы, в 1926 – в США, где по­зна­ко­ми­лась с С. В. Рах­ма­ни­но­вым, ис­пол­ни­ла нар. пес­ню «Бе­ли­ли­цы-ру­мя­ни­цы» с его ак­ком­па­не­мен­том (со­хра­ни­лась ау­дио­за­пись; в даль­ней­шем Рах­ма­ни­нов об­ра­бо­тал эту пес­ню для хо­ра). 24.9.1937 в Па­ри­же аре­сто­ва­на франц. по­ли­ци­ей по об­ви­не­нию в «со­уча­стии в по­хи­ще­нии» пред. Рус­ско­го об­ще­во­ин­ско­го сою­за ген. Е. К. Мил­ле­ра «и на­си­лии над ним», а так­же в шпио­на­же в поль­зу Сов. Сою­за. В кон. 1938 осу­ж­де­на на 20 лет каторж­ных ра­бот и 10 лет за­пре­та на про­жи­ва­ние во Фран­ции. Вес­ной 1939 от­прав­ле­на в Центр. тюрь­му в г. Рен, ко­то­рый в кон­це ию­ня ок­ку­пи­ро­ва­ли герм. вой­ска; гес­та­по ус­та­но­ви­ло при­над­леж­ность П. к сов. раз­вед­ке. Скон­ча­лась в тюрь­ме.

Про­сла­ви­лась как ис­пол­ни­тель­ни­ца рус. нар. го­род­ских, кре­сть­ян­ских, ка­зачь­их пе­сен, ро­ман­сов и пе­сен в ду­хе гор. фольк­ло­ра. В до­ре­во­люц. Рос­сии поль­зо­ва­лась ог­ром­ной по­пу­ляр­но­стью во всех сло­ях об­ще­ст­ва. Сре­ди са­мых из­вест­ных пе­сен её ре­пер­туа­ра: «Све­тит ме­сяц», «Стень­ка Ра­зин», «Лу­чи­нуш­ка», «Пом­ню, я ещё мо­ло­душ­кой бы­ла», «Мо­с­ков­ская тро­еч­ка», «Бро­дя­га», «По ста­рой Ка­луж­ской до­ро­ге», «Ка­зак на чуж­би­не», «Мой хо­ро­ший, мой при­го­жий», «Ле­бё­душ­ка», «За­ме­ло те­бя сне­гом, Рос­сия», «Ухарь-ку­пец», «Шу­мел, го­рел по­жар мо­с­ков­ский». Со­хра­нил­ся ряд грам­за­пи­сей, сде­лан­ных в Рос­сии (ок. 40) и Фран­ции. Твор­че­ство П. ока­за­ло влия­ние на не­ко­то­рых сов. эс­т­рад­ных ис­пол­ни­те­лей, сре­ди ко­то­рых – Л. А. Рус­ла­но­ва.

На ро­ди­не пе­ви­цы – в с. Вин­ни­ко­во с 2002 про­во­дят­ся Все­рос. фес­ти­валь и кон­курс ис­пол­ни­те­лей рус. нар. пес­ни им. Н. В. Пле­виц­кой. О её жиз­ни снят до­ку­мен­таль­ный ф. «Н. Пле­виц­кая. Крас­но-бе­лая ис­то­рия» (2009).

Соч.: Деж­кин ка­ра­год. Бер­лин, 1925. М., 2011; Мой путь с пес­ней. Па­риж, 1930. М., 2000.

Лит.: Ку­гель А. Р. Те­ат­раль­ные порт­ре­ты. Л., 1967; Не­стьев И. В. Звез­ды рус­ской эс­т­ра­ды. 2-е изд. М., 1974; Кос­ти­ков В. В. Не бу­дем про­кли­нать из­гна­нье. М., 2004; Ак­теры-ле­ген­ды Пе­тер­бур­га. СПб., 2004; Буг­ров Ю. Н. В. Пле­виц­кая. Курск, 2005; Строн­гин В. Л. Н. Пле­виц­кая: Ве­ли­кая пе­ви­ца и агент раз­вед­ки. М., 2005; Ан­то­нов В. С. Жен­ские судь­бы раз­вед­ки. М., 2012.

Вернуться к началу