РУ́ССКИЙ ОБЩЕВО́ИНСКИЙ СОЮ́З
-
Рубрика: Военное дело
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РУ́ССКИЙ ОБЩЕВО́ИНСКИЙ СОЮ́З (РОВС), наиболее массовая организация, объединявшая находящихся в эмиграции воен. и политич. деятелей Белого движения. Создан в 1924 быв. главнокоманд. «Русской армией» ген.-л. П. Н. Врангелем. Штаб-квартира РОВС находилась в Париже, отделы и отделения – в странах Европы, Юж. Америки, Ближнего и Ср. Востока, а также в Турции, США, Канаде и Китае; общее количество членов орг-ции доходило до 100 тыс. чел. Финансировался за счёт средств «Фонда спасения России». Осн. печатный орган – ж. «Часовой» (выходил с 1929), хотя формально он считался независимым изданием. С момента создания РОВС его членов объединяла антикоммунистич. платформа, поэтому одной из гл. задач этой орг-ции была разведыват. и подрывная деятельность против СССР. Мн. белоэмигранты проявляли повышенную активность, участвуя во многих воен. акциях и войнах тех лет: в сов.-кит. вооруж. конфликте на КВЖД 1929, во время нац.-освободит. войны в Китае против япон. захватчиков 1937–45, в Гражд. войне в Испании 1936–39 (преим. на стороне франкистов), в сов.-финл. войне 1939–40 и др. Деятельность белой эмиграции постоянно контролировалась органами ОГПУ – НКВД. Ещё до создания РОВС сов. правительством с целью раскола осн. массы быв. белогвардейцев в 1921 была объявлена амнистия, которая привела к образованию разл. союзов за возвращение на Родину. Но это движение не приобрело массового характера, поскольку амнистия затрагивала лишь определённую часть воен. эмиграции – солдат, матросов и казаков. В результате чекистских операций «Синдикат», «Трест» и др., а также после похищений генералов А. П. Кутепова (1930) и Е. К. Миллера (1937), осуществлённых с помощью завербованных агентов – членов РОВС, в эмигрантской среде удалось создать атмосферу взаимной подозрительности. Серьёзные политич. разногласия между белоэмигрантами порождали и реальные успехи сов. экономики и внешней политики, которые демонстрировали устойчивый характер новой власти. Неоднородность политич. взглядов членов РОВС наглядно проявилась в ходе 2-й мировой войны. Руководство РОВС (генералы А. П. Архангельский, А. А. Лампе, А. В. Туркул и др.) и значит. число членов союза поддержали агрессивные устремления фашистского блока, создав в составе вооруж. сил Германии и Финляндии регулярные воинские формирования. Особенно активно действовал против югосл. партизан Рус. корпус, сформированный ген. М. Ф. Скородумовым. В то же время мн. белоэмигранты, в т. ч. члены РОВС, вступили в войска союзников, приняли участие в Движении Сопротивления либо заняли нейтральную позицию.
Наряду с заботой о боеспособности своих частей и стремлением активно влиять на происходящие политич. процессы, важное место в деятельности РОВС занимали также воспитание молодого поколения и военно-историч. работа. За рубежом продолжали функционировать многочисл. кадетские корпуса и воен. училища, многое делалось для взаимной поддержки и самообразования офицеров. В 1926 распоряжением ген.-л. П. Н. Врангеля был разрешён приём эмигрантской молодёжи, не служившей в армии, в полковые объединения. В 1927 в состав РОВС вошёл Отдел дружины рус. патриотич. молодёжи. В разл. странах создавались науч. общества, кружки воен. самообразования, выходили военно-историч. и теоретич. журналы. В 1927 в Париже открылись Высшие воен.-науч. курсы (впоследствии получили имя своего основателя ген.-л. Н. Н. Головина), которые просуществовали до сент. 1939 и выпустили св. 400 офицеров. Подобные курсы существовали также в Югославии и Китае. После окончания 2-й мировой войны РОВС резко снизил политич. активность.
Руководители РОВС: ген.-л. П. Н. Врангель (1924–28), ген. от инф. А. П. Кутепов (1928–30), ген.-лейтенанты Е. К. Миллер (1930–37), Ф. Ф. Абрамов (1937–38), А. П. Архангельский (1938–1957) и др.