Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФУКЕ́ ФРИДРИХ ДЕ ЛА МОТТ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 644

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Стрельникова

ФУКЕ́ (Fouqué) Фрид­рих де ла Мотт (de la Mott) (12.2.1777, Бран­ден­бург – 23.1.1843, Бер­лин), нем. пи­са­тель. Из франц. ари­сто­кра­тич. ро­да. С 1794 на во­ен. служ­бе; с 1803 в от­став­ке; в 1813 уча­ст­во­вал доб­ро­воль­цем в ан­ти­на­по­ле­о­нов­ской вой­не. Твор­че­ст­во Ф. сфор­ми­ро­ва­лось под воз­дей­ст­ви­ем йен­ско­го ро­ман­тиз­ма. В ро­ма­нах «Аль­вин» («Alwin», 1808), «Вол­шеб­ное коль­цо» («Der Zau­ber­ring», 1813), «Ко­ро­на» («Corona», 1814), «Стран­ст­вия Тио­доль­фа-ис­ланд­ца» («Die Fahrten Thiodolfs des Isländers», 1815) вос­соз­дал идеа­ли­зи­ро­ван­ный мир ры­цар­ст­ва, кур­ту­аз­но­сти, ср.-век. ге­рои­ки. В дра­ма­тич. три­ло­гии «Ге­рой се­ве­ра» («Der Held des Nordens», 1808–1810) ис­поль­зо­ва­ны мо­ти­вы сканд. эпо­са. Са­мое из­вест­ное про­из­ве­де­ние Ф. – ро­ман­тич. по­весть Ф. «Ун­ди­на» («Undine», 1811; опе­ра Э. Т. А. Гоф­ма­на, 1814), тра­гич. ис­то­рия люб­ви ры­ца­ря и ру­сал­ки. Со­че­тая фольк­лор­ные и хри­сти­ан­ские мо­ти­вы, Ф. под­ни­ма­ет про­бле­мы гре­ха, ис­ку­п­ле­ния, оди­но­че­ст­ва, вер­но­сти. Об­раз об­ре­таю­щей ду­шу ру­сал­ки-ун­ди­ны, рас­стаю­щей­ся с при­род­ной без­за­бот­но­стью и встаю­щей на че­лове­че­ский путь стра­да­ний и са­мо­от­рече­ния, по­лу­чил даль­ней­шее раз­ви­тие в лит-ре: «Ру­са­лоч­ка» Х. К. Ан­дер­се­на, «Ры­бак и его ду­ша» О. Уай­ль­да и др. В Рос­сии «Ун­ди­на» ста­ла из­вест­на бла­го­да­ря од­но­им. по­этич. пе­ре­ло­же­нию В. А. Жу­ков­ско­го (отд. изд. – 1837). Сре­ди др. со­чи­не­ний – но­вел­лы, сказ­ки.

Соч.: Ritter und Geister: Romantische Erzäh­lun­gen. 2. Aufl. B., 1984; Das Schauerfeld. B.; Weimar, 1989; Ун­ди­на. М., 1990.

Лит.: Чав­ча­нид­зе Д. Л. Ро­ман­ти­че­ская сказ­ка Фу­ке // Фу­ке Фрид­рих де ла Мотт. Ун­ди­на. М., 1990.

Вернуться к началу