Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХО́ППЕР ЭДВАРД

Авторы: К. В. Дудаков-Кашуро
Э. Хоппер. «Полуночники». 1942. Институт искусств (Чикаго).

ХО́ППЕР (Hopper) Эд­вард (22.7.1882, Най­ак, штат Нью-Йорк – 15.5.1967, Нью-Йорк), амер. жи­во­пи­сец и гра­вёр. Учил­ся в Нью-Йорк­ской шко­ле ис­кусств у Р. Хен­ри (1900–06). Пу­те­ше­ст­во­вал по Ев­ро­пе (1906–07, 1909 и 1910). Ис­пы­тал влия­ние им­прес­сио­низ­ма и твор­чест­ва Рем­бранд­та. Ус­пеш­но ра­бо­тал как гра­вёр (в 1915–23 соз­дал ок. 70 офор­тов, ряд пла­ка­тов), но как жи­во­пи­сец до­стиг из­вест­нос­ти толь­ко к кон. 1920-х гг. бла­го­да­ря сло­же­нию уз­на­вае­мых сти­ля и мо­ти­вов. Х. изо­бра­жал с эле­мен­та­ми ро­ман­ти­за­ции поч­ти без­люд­ные ин­терь­е­ры гос­ти­ниц, ка­фе, ноч­ных офи­сов и про­стран­ст­ва го­ро­да («Дом на же­лез­ной до­ро­ге», 1925, Му­зей совр. иск-ва, Нью-Йорк; «Ап­те­ка», 1927, Му­зей изящ­ных ис­кусств, Бос­тон). Асим­мет­рия ком­по­зи­ции и иг­ра све­то­те­ни под­чёр­ки­ва­ют оди­но­че­ст­во, ано­ним­ность и от­чу­ж­дён­ность ге­ро­ев Х., ко­то­рые не столь­ко от­ра­жа­ют влия­ние Ве­ли­кой де­прес­сии, сколь­ко име­ют уни­вер­саль­ное, эк­зи­стен­ци­аль­ное зна­че­ние. Сре­ди др. ра­бот: «Ран­нее вос­крес­ное ут­ро» (1930, Му­зей амер. иск-ва Уит­ни, Нью-Йорк), «За­прав­ка» (1940, Му­зей совр. иск-ва), «По­лу­ноч­ни­ки» (1942, Ин-т ис­кусств, Чи­ка­го). В 1953 Х. совм. с др. ху­дож­ни­ка­ми уч­ре­дил ж. «Ре­аль­ность» («Reality»), за­щи­щав­ший прин­ци­пы реа­ли­стич. иск-ва и про­тес­то­вав­ший про­тив за­ку­пок круп­ны­ми му­зея­ми США про­из­ве­де­ний аб­ст­ракт­но­го экс­прес­сио­низ­ма.

Лит.: Ма­ту­сов­ская Е. М. Э. Хоп­пер. М., 1977; Роз Б. Аме­ри­кан­ская жи­во­пись XX ве­ка. Же­не­ва, 1995; Levin G. E. Hopper: The art and the artist. N. Y., 1997; idem. E. Hopper: an intimate biography. N. Y., 2007; Wells W. Silent theater: the art of E. Hopper. L., 2007; Hopper. (Cat.). N. Y., 2012.

Вернуться к началу