Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХО́ГАРТ УИЛЬЯМ

Авторы: Н. А. Истомина
У. Хогарт. Автопортрет. 1745. Галерея Тейт (Лондон).

ХО́ГАРТ (Hogarth) Уиль­ям (10.11.1697, Лон­дон – 26.10.1764, там же), англ. жи­во­пи­сец, гра­фик и тео­ре­тик ис­кус­ст­ва. Учил­ся у гра­вё­ра Э. Гейм­бла (с 1713); в ака­де­мии Дж. Торн­хил­ла (с 1724) в Лон­до­не; с 1720 ра­бо­тал в Лон­до­не са­мо­стоя­тель­но. По­се­щал Фран­цию (1743, 1748). Ор­га­ни­за­тор и гла­ва ака­де­мии в пе­ре­ул­ке Св. Мар­ти­на в Лон­до­не (с 1735); гл. ху­дож­ник ко­ро­ля Ге­ор­га II (с 1757). До 1727 ра­бо­тал толь­ко как гра­вёр. Ис­пы­тал влия­ние идей Про­све­ще­ния (це­лью иск-ва счи­тал вос­пи­та­ние нрав­ст­вен­но­го на­ча­ла в че­ло­ве­ке), в сти­ли­сти­ке – А. Ват­то, К. Жил­ло и ран­не­го франц. ро­ко­ко. Уже ран­ние отд. гра­ви­ро­ван­ные лис­ты и книж­ные ил­лю­ст­ра­ции об­на­ру­жи­ли не­за­уряд­ный са­ти­рич. дар и тех­нич. мас­тер­ст­во ри­со­валь­щи­ка и гра­вё­ра Х. («Пу­зы­ри юж­но­го мо­ря», 1721; «Мас­ка­ра­ды и опе­ры», 1724; «Со­жже­ние Охво­стья в Тэмпл ба­ре», 1726; илл. к «Гу­диб­ра­су» С. Бат­ле­ра, изд. 1726). Страсть к те­ат­ру, ин­те­рес к зре­ли­щам и спо­соб­ность Х. стать убе­ди­тель­ным рас­сказ­чи­ком рас­кры­лись в пер­вых жи­во­пис­ных про­из­ве­де­ни­ях («Опе­ра ни­ще­го», 1729, га­ле­рея Тейт, Лон­дон, и др.), от­ли­чаю­щих­ся сце­нич. по­строе­ни­ем ком­по­зи­ции. Об­на­ру­жив, что од­но изо­бра­же­ние не мо­жет пол­но­стью пе­ре­дать рас­сказ, об­ра­тил­ся к при­нёс­шим ему при­зна­ние се­ри­ям, вы­хо­див­шим в жи­во­пис­ной и гра­ви­ро­ван­ной тех­ни­ках, в са­ти­рич. фор­ме изо­бли­чав­ших по­ро­ки как об­ще­ст­ва в це­лом, так и отд. пер­со­на­жей [се­рии: «Карь­е­ра про­сти­тут­ки» (6 кар­тин, 1730–1731, не сохр., гра­ви­ро­ва­ны в 1732), «Карь­е­ра мо­та» (8 кар­тин, 1733, Му­зей Джо­на Со­уна, Лон­дон; гра­ви­ро­ва­ны в 1735), «Мод­ный брак» (6 кар­тин, 1743–45, Нац. га­ле­рея, Лон­дон; гра­ви­ро­ва­ны в 1745), «Пе­ре­улок джи­на» и «Ули­ца пи­ва» (обе – гра­вю­ры, 1751), «Вы­бо­ры в пар­ла­мент» (4 кар­ти­ны, 1753–54, Му­зей Джо­на Со­уна)]. Х. так­же ра­бо­тал в тра­ди­ци­он­ном для Анг­лии жан­ре порт­ре­та, в рам­ках ко­то­ро­го его изо­бре­те­ни­ем ста­ли «раз­го­вор­ные кар­ти­ны» («сце­ны со­бе­се­до­ва­ния»): нац. ва­ри­ант груп­по­во­го порт­ре­та, обо­га­щён­ный эле­мен­та­ми бы­то­во­го жан­ра («Бра­ко­со­че­та­ние С. Бэ­кин­ге­ма и М. Кокс», 1729, Мет­ро­по­ли­тен-му­зей, Нью-Йорк; «Се­мья Стро­унд», ок. 1738, га­ле­рея Тейт; «Ка­пи­тан Д. Грэ­хэм в сво­ей каю­те», 1745, Нац. мор­ской му­зей, Лон­дон). Не­по­сред­ст­вен­но­стью в по­ве­де­нии мо­де­лей, яр­костью и ост­ро­той пси­хо­ло­гич. ха­рак­те­ри­стик и раз­но­об­ра­зи­ем жи­во­пис­ных ма­нер от­ли­ча­ются ин­ди­ви­ду­аль­ные за­каз­ные порт­ре­ты Х. («Э. Со­лтер», 1744; ав­то­порт­рет, 1745, оба – га­ле­рея Тейт; «Дэ­вид Гар­рик с же­ной», 1757, Ко­ро­лев­ское со­б­ра­ние, Винд­зор­ский за­мок) и порт­рет­ные эс­ки­зы («Де­вуш­ка с кре­вет­ка­ми», ок. 1740–45, Нац. га­ле­рея, Лон­дон; «Слу­ги Хо­гар­та», ок. 1750–55, га­ле­рея Тейт). Про­бо­вал се­бя в ис­то­рич. жан­ре [«Си­гиз­мун­да, оп­ла­ки­ваю­щая серд­це Гис­кар­до» (по «Де­каме­ро­ну» Дж. Бо­ккач­чо), 1759, га­ле­рея Тейт]. В сво­ём тео­ре­тич. трак­та­те «Ана­лиз кра­со­ты» («The analysis of beauty», 1753; рус. пер. 1958) Х. от­стаи­вал идею пре­вос­ход­ст­ва при­ро­ды над иск-вом, при­зы­вал к ис­поль­зо­ва­нию диф­фе­рен­ци­аль­ных форм (в т. ч. «змее­вид­ных», S-об­раз­ных ли­ний – «ли­ний кра­со­ты»), по­зво­ляю­щих вос­про­из­ве­сти жизнь во всём её мно­го­об­ра­зии; идеи Х. пе­ре­кли­ка­ют­ся с прак­ти­кой ро­ко­ко. Х. вы­сту­пил ос­но­ва­те­лем нац. шко­лы жи­во­пи­си; его идеи и про­из­ве­де­ния зна­чи­тель­но по­влия­ли на англ. и ев­роп. куль­ту­ру и иск-во 18 в. (Л. Стерн, Т. Гейнс­бо­ро в Ве­ли­ко­бри­та­нии, Г. Э. Лес­синг, Г. К. Лих­тен­берг в Гер­ма­нии и др.).

Лит.: Гер­ман М. Ю. У. Хо­гарт и его вре­мя. Л., 1977; Paulson R. Hogarth. New Brunswick, 1991–1993. Vol. 1–3.

Вернуться к началу