Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ША́УНИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 708

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. Б. Борисов
«Пророк» шауни, брат Текумсе – Тенскватава. Рисунок Дж. Кэтлина (1830). Смитсоновский институт (Вашингтон).

ША́УНИ (шо­ни; от са­мо­на­зва­ния ша­ван­ва – «че­ло­век с юга»), ин­дей­ский на­род груп­пы центр. ал­гон­ки­нов в США (центр. и сев.-вост. райо­ны шта­та Ок­ла­хо­ма). Чис­лен­ность 14,8 тыс. чел., в т. ч. ме­ти­сов 7,5 тыс. чел. (2010, пе­ре­пись). Го­во­рят в осн. по-анг­лий­ски, до 0,5 тыс. чел. (2000, пе­ре­пись) на язы­ке шау­ни центр. груп­пы ал­гон­кин­ских язы­ков. Ве­рую­щие в осн. бап­ти­сты.

С 17 в. и, ве­ро­ят­но, ра­нее жи­ли гл. обр. по ре­кам Де­ла­вэр, Сас­ку­эхан­на и др. на вос­то­ке совр. штата Пен­силь­ва­ния; отд. об­щи­ны бы­ли рас­се­ле­ны по всей тер­ри­то­рии Се­ве­ро-Вос­то­ка и Юго-Вос­то­ка совр. США, их по­се­ле­ния в кон. 17 – нач. 18 вв. из­вест­ны по ре­кам По­то­мак (ныне штат Мэ­ри­ленд), Са­ван­на (штат Юж. Ка­ро­ли­на), Ала­ба­ма и Чат­та­ху­чи (шта­ты Ала­ба­ма и Джорд­жия), Кам­бер­ленд и Кен­тук­ки (шта­ты Тен­нес­си и Кен­тук­ки), Фокс (штат Ил­ли­нойс). С сер. 18 в. в осн. жи­ли на тер­ри­то­рии совр. шта­та Огайо, не­ко­то­рые об­щи­ны в со­ста­ве Кон­фе­де­ра­ции кри­ков ос­та­лись на юге и за­тем пе­ре­се­ли­лись на за­пад к Мис­си­си­пи.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев Се­ве­ро-Вос­то­ка, близ­ка к куль­ту­ре со­сед­них центр. и при­ат­лан­тич. ал­гон­ки­нов (са­ук и фокс, ки­ка­пу, ил­ли­нойс, май­а­ми, де­ла­ва­ров и др.), так­же от­ра­жа­ет влия­ние иро­ке­зов и кри­ков. Ос­но­ву хо­зяй­ст­ва со­став­ля­ли под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие, охо­та, со­би­ра­тель­ст­во и ры­бо­лов­ст­во. По­се­ле­ния Ш. («го­ро­да») со­стоя­ли из лет­них боль­ших про­дол­го­ва­той фор­мы виг­ва­мов и не­боль­ших зим­них де­рев. до­мов, име­ли дом для со­ве­та и про­ве­де­ния об­ря­дов. Де­ли­лись на 13 (по др. све­де­ни­ям, 34) пат­ри­ли­ней­ных ро­дов. Сис­те­ма тер­ми­нов род­ст­ва ти­па ома­ха. Ш. де­ли­лись на 5 со­ци­аль­но-ри­ту­аль­ных групп (ча­ла­ка и са­ви­ки­ла от­ве­ча­ли за по­ли­тич. ре­ше­ния, киш­по­ко за­ни­ма­лись во­про­са­ми вой­ны, ме­ко­че – ма­ги­ей и ле­че­ни­ем, пе­ко­ви – пле­мен­ны­ми об­ря­да­ми), объ­е­ди­няю­щих, ве­ро­ят­но, по­том­ков пя­ти отд. по­се­ле­ний. Функ­ции уп­рав­ле­ния бы­ли раз­де­ле­ны ме­ж­ду во­ен­ной и мир­ной «пар­тия­ми», ка­ж­дая воз­глав­ля­лась соб­ств. во­ж­дём. Долж­ность мир­но­го во­ж­дя (из ча­ла­ка или са­ви­ки­ла) пе­ре­да­ва­лась внут­ри оп­ре­де­лён­но­го ли­нид­жа. Во­ен. вождь вы­би­рал­ся из киш­по­ко и дол­жен был про­ис­хо­дить из ро­да Ве­ли­кой Ры­си. Су­ще­ст­во­ва­ли жен­щи­ны-во­ж­ди, обыч­но из ма­те­рей или близ­ких род­ст­вен­ни­ков во­ж­дей. Ш. ве­ри­ли в выс­шее жен­ское бо­же­ст­во (На­ша Ба­буш­ка, Соз­да­тель, Па­пот­хк­ве, Об­ла­ко) и её вну­ка (Скруг­лён­ный Бок, или Об­лач­ный Маль­чик). Мно­же­ст­во су­ществ при­зна­ва­лись «сви­де­те­ля­ми» На­шей Ба­буш­ки – бо­же­ст­ва та­ба­ка, ог­ня, во­ды, ор­ла и др. Осн. ри­туа­ла­ми бы­ли еже­год­ные Хлеб­ный та­нец, Пля­ска Зе­лё­ной ку­ку­ру­зы, Во­ен­ный та­нец и др. Боль­шую роль иг­ра­ли «свя­щен­ные связ­ки», хра­нив­шие­ся в ка­ж­дой из пя­ти групп.

Ш. иг­ра­ли ак­тив­ную роль в со­пер­ниче­ст­ве Анг­лии и Фран­ции, при­ни­мая как в це­лом, так и отд. груп­па­ми ту или дру­гую сто­ро­ну. Уча­ст­во­ва­ли в вос­ста­нии Пон­тиа­ка, Вой­не за не­за­ви­си­мость в Се­вер­ной Аме­ри­ке 1775–83 (в осн. на сто­ро­не Анг­лии), вос­ста­нии Те­кум­се. С кон. 18 в. ста­ли пе­ре­се­лять­ся на за­пад от р. Мис­си­си­пи, за­вер­ша­ет­ся фор­ми­ро­ва­ние гео­гра­фич. групп вост. Ш., чи­ро­ки-Ш. и т. н. от­сут­ст­вую­щих Ш. В 1-й пол. 19 в. Ш. бы­ли раз­бро­са­ны на тер­ри­то­рии пров. Он­та­рио (Ка­на­да), шта­тов Огайо, Ин­диа­на, Мис­сури, Кан­зас, Ар­кан­зас, Те­хас и на Ин­дей­ской тер­ри­то­рии. К 1870 все груп­пы Ш. со­би­ра­ют­ся на Ин­дей­ской тер­ри­тории. Ны­не фе­де­раль­но при­зна­ны три об­щи­ны Ш.: т. н. от­сут­ст­вую­щие Ш. (3,1 тыс. чел. – 2012, Бю­ро по де­лам ин­дей­цев), вост. Ш. (2,8 тыс. чел.) и пле­мя Ш., ра­нее из­вест­ное как чи­ро­ки-Ш. (2,2 тыс. чел.).

Лит.: Voegelin C. F. The Shawnee female dei­ty. New Haven, 1936; Callender C. Shawnee // Handbook of North American Indians. Wash., 1978. Vol. 15.

Вернуться к началу