Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧЮРЛЁНИС МИКАЛОЮС КОНСТАНТИНАС

ЧЮРЛЁНИС (Čiurlionis) Ми­ка­ло­юс Кон­стан­ти­нас [10(22).9.1875, Ора­ны Ви­лен­ской губ., ны­не Ва­ре­на – 28.3(10.4).1911, Пус­тель­ник-Минь­ски Вар­шав­ской губ., ны­не в чер­те г. Мар­ки, Поль­ша], ли­тов. ком­по­зи­тор и жи­во­пи­сец. Брат Я. Чюр­лё­ни­те В 1894–99 обу­чал­ся в Муз. ин-те в Вар­ша­ве, в т. ч. ком­по­зи­ции – у З. Нос­ков­ско­го (к окон­ча­нию на­пи­сал кан­та­ту «De profun­dis»), в 1901–1902 – в Лейп­циг­ской конс. у К. Рей­не­ке (ком­по­зи­ция) и С. Ядас­со­на (кон­тра­пункт). Пу­те­ше­ст­во­вал по Кав­ка­зу (1905), Центр. Ев­ро­пе (1906). С 1905 ру­ко­во­дил хо­ром ли­тов. Об-ва взаи­мо­по­мо­щи в Вар­ша­ве. В 1907–08 жил в Виль­не, ру­ко­во­дил хо­ром об-ва «Vilniaus kanklės», вы­сту­пал как пиа­нист и хо­ро­вой ди­ри­жёр (в т. ч. впер­вые ис­пол­нил кан­та­ту «De profun­dis»). С 1908 в С.-Пе­тер­бур­ге, уча­ст­во­вал как пиа­нист в Ве­че­рах совр. му­зы­ки с ис­пол­не­ни­ем сво­их со­чи­не­ний (в т. ч. цик­ла «Мо­ре»). Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков ли­тов. ком­по­зи­тор­ской му­зы­ки, со­чи­нял в рус­ле нео­ро­ман­тиз­ма. Сре­ди муз. про­из­ве­де­ний: сим­фо­ни­че­ские по­эмы «В ле­су» (1900), «Мо­ре» (1907), увер­тю­ра «Кяс­ту­тис» (1902), струн­ный квар­тет (1902), со­чи­не­ния для фп. (св. 200), для ор­га­на, об­ра­бот­ки ли­тов. нар. пе­сен. Опе­ра «Юра­те» (на либр. С. Ки­ман­тай­те – же­ны Ч. с 1909) ос­та­лась не­за­вер­шён­ной.

М.К. Чюрлёнис. «Аллегро» из цикла «Соната весны». Темпера. 1907. Национальный художественный музей М.К. Чюрлёниса (Каунас).

Учил­ся жи­во­пи­си в Вар­ша­ве: в ри­со­валь­ной шко­ле Я. Кау­зи­ка (1902–04) и ху­дож. уч-ще (1904–06) у К. Стаб­ров­ско­го. Пред­ста­ви­тель сим­во­лиз­ма, ис­пы­тал влия­ние сти­ля мо­дерн. Ин­те­ре­совал­ся ас­тро­но­ми­ей, древ­ни­ми вост. ре­ли­гия­ми, экс­пе­рим. пси­хо­ло­ги­ей, ис­то­рио­со­фи­ей, что вы­ра­зи­лось в вы­бо­ре сю­же­тов и глу­бо­кой сим­во­лич­но­сти его жи­во­пис­ных ра­бот (цик­лы «Со­тво­ре­ние ми­ра», 1905–06, «Зна­ки Зо­диа­ка», 1906–1907; оба – тем­пе­ра), не­ред­ко объ­е­ди­нён­ных в се­рии на­по­до­бие муз. про­из­ве­де­ний («Сим­фо­ния по­хо­рон», пас­тель, 1903; «Со­на­та солн­ца», «Со­на­та вес­ны», оба 1907; «Со­на­та мо­ря», «Со­на­та звёзд», оба 1908; дип­тих «Пре­люд. Фу­га», 1908; все – тем­пе­ра); в позд­них ра­бо­тах Ч. стре­мил­ся к син­те­зу му­зы­ки и жи­во­пи­си. Нац. ро­ман­тизм от­ра­зил­ся в ис­поль­зо­ва­нии Ч. мо­ти­вов ли­тов. фольк­ло­ра (трип­тих «Сказ­ка. Пу­те­ше­ст­вие ко­ро­лев­ны», 1907; цик­лы «Вес­на», «Зи­ма», оба 1907; «Же­май­ские кре­сты», «Сказ­ка ко­ро­лей», оба 1909; все – тем­пе­ра). Мн. ра­бо­ты близ­ки аб­ст­рак­цио­низ­му (трип­тих «Гнев», 1904, дип­тих «Тос­ка», 1906–07; оба – пас­тель, и др.). Все упо­мя­ну­тые про­из­ве­де­ния Ч. – в Нац. ху­дож. му­зее М. К. Чюр­лё­ни­са в Кау­на­се. Чл. объ­е­ди­не­ния «Мир ис­кус­ст­ва» (с 1910).

Лит.: Эт­кинд М. Г. Мир как боль­шая сим­фо­ния. Л., 1970; Чюр­лё­ни­те Я. К. Вос­по­ми­на­ния о М. К. Чюр­лё­ни­се. Виль­нюс, 1975; Ланд­сбер­гис В. В. Твор­че­ст­во Чюр­лё­ни­са. Л., 1975; Landsbergis V. Čiurlionio muzika. Vilnius, 1986; Ро­зи­нер Ф. Я. Ис­кус­ст­во Чюр­лё­ни­са. М., 1993; М. К. Чюр­лё­нис: Вре­мя при­зна­ния. Виль­нюс, 2003; М. К. Чюр­лё­нис: кар­ти­ны, эс­ки­зы, мыс­ли. [Кау­нас], 2006.

Вернуться к началу