Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХИМЬЯРИ́ТСКОЕ ЦА́РСТВО

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 77

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Седов

ХИМЬЯРИ́ТСКОЕ ЦА́РСТВО (Химь­яр, Химйар), древ­нее го­су­дар­ст­во в Юж. Ара­вии. Яд­ро – юго-зап. рай­он совр. Йе­ме­на, обл. Ма­фир (Ма‘афир). Сто­ли­ца – г. За­фар с цар­ским двор­цом-кре­по­стью Рай­дан, др. важ­ней­шие го­ро­да – Ра­да, За­мар и Ха­кир. Химь­я­ри­ты счи­та­ли се­бя пре­ем­ни­ка­ми гос-ва Ка­та­бан – в над­пи­сях их на­зы­ва­ют «деть­ми ‘Ам­ма» (так же на­зы­ва­ли се­бя ка­та­бан­цы). Эта пре­ем­ст­вен­ность про­яв­ля­ет­ся и в мо­нет­ном че­ка­не – мо­не­ты пер­вых пра­ви­те­лей Х. ц. ти­по­ло­ги­че­ски иден­тич­ны мо­не­там по­след­них пра­ви­те­лей Ка­та­ба­на. Вре­мя воз­ник­но­ве­ния Х. ц. от­но­сят к 110 до н. э., пер­во­му го­ду т. н. химь­я­рит­ской эры, по ко­то­рой в Юж. Ара­вии да­ти­ро­ва­лись над­пи­си вплоть до кон. 6 в. н. э. Пер­вые упо­ми­на­ния о химь­я­ри­тах в юж­но­ара­вий­ских над­пи­сях и ан­тич­ных ис­точ­ни­ках (Пли­ний Стар­ший) от­но­сят­ся толь­ко к 1 в. н. э. К это­му вре­ме­ни под их гос­под­ство по­па­ли об­шир­ные тер­ри­то­рии юго-зап. око­неч­но­сти Ара­вий­ско­го п-ова с круп­ны­ми пор­то­вы­ми го­ро­да­ми Му­за и Аден, а так­же часть тер­ри­то­рии Са­бей­ско­го цар­ст­ва. Воз­мож­но, они кон­тро­ли­ро­ва­ли и его сто­ли­цу, го­род Ма­риб, – уже пер­вые пра­ви­те­ли Х. ц. но­си­ли ти­тул «царь Са­бы и зу-Рай­да­на», дек­ла­ри­руя тем са­мым пре­тен­зии на власть в Са­бе. Пе­ри­од 1 в. до н. э. – 1 в. н. э. ино­гда на­зы­ва­ют «пе­рио­дом 1-й Химь­я­рит­ской дер­жа­вы». Во 2 – сер. 3 вв. н. э. в свя­зи с воз­ро­ж­де­ни­ем не­за­ви­си­мо­го Са­бей­ско­го гос-ва Х. ц. су­ще­ст­вен­но ос­ла­бе­ло и по­те­ря­ло часть сво­ей тер­ри­то­рии – ти­ту­лом «царь Са­бы и зу-Рай­да­на» не­ред­ко поль­зо­ва­лись од­но­вре­мен­но пра­ви­те­ли как Са­бы, так и Химь­я­ра. Ос­лаб­ле­ние Х. ц. по­зво­ли­ло пра­ви­те­лям Ак­су­ма (Эфио­пия) осу­ще­ст­вить пер­вую ан­нек­сию крас­но­мор­ско­го по­бе­ре­жья Йе­ме­на. Во 2-й пол. 3 – нач. 4 вв. химь­я­ри­ты по­сле­до­ва­тель­но под­чи­ни­ли се­бе тер­ри­то­рии др. юж­но­ара­вий­ских го­су­дарств (их пра­ви­те­ли при­ня­ли т. н. дол­гий ти­тул – «царь Са­бы и зу-Рай­да­на, и Хад­ра­мау­та, и Йа­ма­ната»), из­гна­ли с крас­но­мор­ско­го по­бе­режья за­хват­чи­ков-эфио­пов, со­вер­ши­ли за­вое­ват. по­хо­ды в Центр. Ара­вию. В кон. 5 в. цари Химь­я­ра и осн. часть эли­ты при­ня­ли иу­да­изм. Су­ще­ст­во­вав­шие не­боль­шие хри­сти­ан­ские об­щи­ны под­верг­лись го­не­ни­ям; наи­бо­лее из­вест­ное со­бы­тие – рез­ня хри­сти­ан в Над­жра­не, уст­ро­ен­ная химь­я­рит­ским пра­ви­те­лем Юсу­фом Аса­ром (Йу­су­фом Ас‘аром; в му­сульм. тра­ди­ции – Зу Ну­ва­сом) ок. 523, ко­гда муче­нич. смерть при­ня­ли поч­ти 4300 жи­те­лей-хри­сти­ан это­го го­ро­да. В от­вет в 525 в Ара­вии вы­са­ди­лось мно­го­числ. ак­сум­ское вой­ско не­гу­са Эл­ла Ас­ба­хи и с по­мо­щью примк­нув­ших к ним оп­по­зиц. юж­но­ара­вий­ских пле­мён сверг­ло Юсу­фа Аса­ра, ко­то­рый по­гиб в бою. При­няв­ший хри­сти­ан­ст­во один из по­след­них химь­я­рит­ских пра­ви­те­лей Су­май­фа Зу Язан (Су­май­фа зу-Йаз‘ан; по др. тра­ди­ции – Су­май­фа Аш­ва) при­знал вер­хов­ную власть эфи­оп. не­гу­са, но ок. 535 был сверг­нут ак­сум­ским вое­на­чаль­ни­ком Аб­ра­хой, про­воз­гла­сив­шим се­бя ца­рём. Аб­ра­ха про­сла­вил­ся по­след­ним круп­ным ре­мон­том зна­ме­ни­той Ма­риб­ской пло­ти­ны и це­лым ря­дом ус­пеш­ных за­вое­ват. по­хо­дов в Центр. Ара­вию, вклю­чая т. н. по­ход сло­на, на­прав­лен­ный про­тив Мек­ки для раз­ру­ше­ния её глав­ной свя­ты­ни Каа­бы (этот по­ход упо­ми­на­ет­ся в од­ной из сур Ко­ра­на). В 597 Х. ц. бы­ло раз­гром­ле­но экс­пе­диц. кор­пу­сом, по­слан­ным пра­ви­те­лем Ира­на из ди­на­стии Са­са­ни­дов, и пре­кра­ти­ло своё су­ще­ст­во­ва­ние.

Лит.: Wissmann H. von. Himyar, Ancient history // Le Muséon. 1964. Vol. 77; Bafaqih M. A. L’Unification du Yémen antique: La lutte entre Saba’, imyar et la aḍramawt du Ier au IIIème siècle de l’ère chrétienne. P., 1991; Müller W. Art: Himyar // Reallexicon für Antike und Christentum. 1991. Bd 15; Yule P. Himyar: Spätantike im Jemen. Aichwald, 2007.

Вернуться к началу